тибетский буддизм

Монгольский буддизм в XXI веке: в процессе конструирования

Статья рассматривает буддизм в современной Монголии в контексте ситуации в мире тибетского буддизма. Его особенность заключается в одновременном сосуществовании различных моделей и интерпретаций буддизма. «Социалистическая» модель — результат трансформации религии и отношения к ней в МНР — трактует буддизм как часть культурного и национального наследия, а главой сангхи остается Хамбо-лама. «Тибетская» модель предполагает ориентацию на Далай-ламу и близких к нему лам, восстановление института тулку во главе с Богдо-гэгэном.

Культ Авалокитешвары и конкурирующие национализмы сино-тибетского пограничья (1911–1951 гг.)

В статье рассматривается зарождение тибетского национализма в сино-тибетском пограничье в период после падения Цинской империи в 1911 году и до вхождения Тибета в состав КНР в 1951-м. Духовным источником тибетского религиозного национализма стал культ бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, который ассоциирует Тибет с государством Далай-лам. Кроме того, на обширной территории тибетского плато имели место и другие национализмы — тибетский коллаборационистский и светский автономистский национализм гоминьдановского или коммунистического толка.

Тибетский вопрос и тибетский буддизм в Китае: реформы и конфликты