Николай II

Духовное видение истории как дискурсивный порядок политической эсхатологии: убийство семьи Николая II в поздне- и постсоветской православной историософии

Статья посвящена описанию и анализу ряда аргументационных приемов, используемых для построения исторических нарративов в дискурсивном поле современного российского православия. Одно из основных притязаний дискурсивного порядка любой религии, существующей в современном (модерном) секулярном обществе, заключается в том, что религиозный человек и особенно религиозный профессионал способен или даже обязан видеть в событиях и явлениях окружающей действительности что-то, что недоступно взгляду человека нерелигиозного.

Царевна Ольга из Чувашии: самозванчество как религиозная практика

Цель настоящей статьи — ввести в научный оборот сведения о самозванчестве в Чувашии в 1920–30 - х гг. по материалам следственных дел органов НКВД. В 1937 г. на территории Чувашии была арестована Александра Саратова, выдававшая себя за дочь Николая II — Ольгу. В ходе следствия выяснилась тесная связь Саратовой с движением истинно-православных христиан, настроенных враждебно к колхозному строительству и советской власти. По приговору тройки НКВД основные фигуранты дела были расстреляны.