каноническое право

Каноническое право в зале большевистского суда: Русская революция как революция церковного права

Статья показывает, как резкие изменения в отношениях между Церковью и государством в 1917 г., казалось бы, создав условия для реформы канонической традиции, затем сделали такую реформу невозможной. Законодательные ограничения со стороны государства заставили Церковь искать в собственном каноническом праве опору для противостояния враждебному окружению. Однако старые противоречия в самой канонической традиции сделали ее уязвимой для большевистской критики и упростили введение новых ограничений Церкви.

Московская епархиальная революция

В первые месяцы после Февральской революции церковь была потрясена всеобщим восстанием против церковной власти. Церковь пережила это восстание и провела — с сентября 1917-ГО по август 1918 г. — Всероссийский собор, который восстановил московское патриаршество и реформировал структуру церковного управления. Успех реформ, в конечном счете, зависел от способности различных церковных сообществ достичь компромисса в разгар политической и церковной революции. В статье прослеживается процесс достижения этого компромисса с привлечением канонического права.

Как принять неприемлемое. Богохульство и атеизм в судебной практике римской инквизиции в XVII веке

Историю богохульства, антиклерикализма и религиозного скептицизма в раннее Новое время невозможно написать, не учитывая того, сколь многообразны были формы их проявления (не только слова, но и жесты) и сколь зыбка была грань, отделявшая богохульство как эмоциональный порыв от богохульства как осознанного мятежа против Церкви как института и Бога как идеи.

Наказание святых: благочестивое богохульство в Средние века и в ранее Новое время

Статья посвящена истории практик, связанных с шантажом/наказанием святых через физическое воздействие на их изображения; тому, как эти практики легитимировались в европейском церковном дискурсе XI— XIII вв. и как затем постепенно они были вытеснены на институциональную и культурную обочину. Xотя формально «унижение» святых и реликвий было осуждено в 1274 г. на Втором Лионском соборе, очевидно, что даже среди клириков подобные формы взаимодействия с высшими силами никуда не исчезли.