Российская империя

Концепция «нового мусульманина» между двумя революциями (по материалам журнала «Шура», 1908–1917)

Периодическая печать татар-мусульман Волго-Уральского региона Российской империи, которая издавалась между двумя революциями 1905 и 1917 годов, представляла собой социальный механизм, позволивший географически рассредоточенным общностям мусульман России организовать площадку для публичных обсуждений различных острых вопросов, которой стал журнал «Шура».

Сангха в эпоху упадка. Реакции российских буддистов на Русскую революцию и Гражданскую войну

Бурятские буддисты, которые составляли большую часть буддийского населения бывшей Российской империи, не остались в стороне от революционных событий. Светский сегмент бурятского общества рассматривал падение монархии как возможность избавиться от колониального наследия, в том числе и от дискриминации их религии. Однако уже в 1918 году расхождение во взглядах светской и клерикальной частей бурятского общества становится очевидным.

Кризис «государственной церковности» в фокусе приходского вопроса. 1860-е–1917 г.

В статье автор прослеживает состояние приходского вопроса в последние 50 лет существования Российской империи и на его примере пытается определить основные элементы кризиса системы «государственной церковности» к 1917 г. Приходской вопрос имел долгую историю. В 1860-х гг. кризисное состояние прихода было осознано, началось общественное обсуждение, и были предприняты первые, но неудачные реформы. После 1905 г.

Дискурс о российских мусульманах в материалах Особых совещаний 1905–1914 гг.

Статья представляет собой краткий обзор пяти Особых совещаний, организованных в период с 1905 по 1914 гг. различными государственными ведомствами России по проблемам отношения власти к мусульманам. Даются сведения об участниках совещаний — чиновниках, религиозных деятелях, ученых-востоковедах, а также о повестке дня и содержании дискуссии.

Армянский протестантизм и религиозный кризис в Шемахе (1840-е–1860-е гг.): к вопросу о российском имперском конфессионализме

Статья посвящена начальному периоду истории армянского протестантизма в Российской империи. Охарактеризованы основные принципы российской конфессиональной политики в отношении армянской диаспоры — поддержка Армянской Апостольской церкви и противодействие католической и протестантской пропаганде среди армян. Выявлены истоки армянского протестантского движения — деятельность американских миссионеров в Османской империи и Базельского миссионерского общества в российском Закавказье. Показана история образования протестантской общины в г.

Изучение религии в России в конце XIX — первой четверти ХХ века: от феноменологического описания к критическому исследованию

Статья посвящена выявлению основных тенденций в развитии науки о религии в России в конце XIX — первой четверти ХХ века. Одной из причин сравнительно позднего оформления науки о религии в России было отсутствие теологических факультетов в университетах и сосредоточение изучения религии исключительно в пределах духовных школ. К концу 1916 г.

Православные священники — исследователи религии народов России (XIX — начало XX в.)

Статья посвящена анализу работ православных священнослужителей (мисионеров, приходских священников, преподавателей учебных заведений), посвященных исследованию религиозных представлений народов Российской империи.

Религия и идентичность в Бурятии: конкуренция православия и буддизма в позднеимперский период (на материалах санкт-петербургских архивов)

В статье исследуется политическая значимость религиозной идентичности в контексте конкуренции между православием и буддизмом в бурятском духовном пространстве в XIX — начале XX вв. Xристианизация бурят, а также других нерусских подданных империи в отдаленных регионах России представлялась необходимым инструментом укрепления границ империи в условиях угрозы со стороны Цинского Китая. Если крещение предбайкальских (западных) бурят-шаманистов было достаточно успешным, по крайней мере формально, то большинство забайкальских бурят оставались стойкими буддистами.