Современный ислам: парадоксы реформации

Русский

Исламское возрождение как поиск новых форм политического представительства

Основная идея в интервью Орхана Джемаля состоит в том, что современный этап исламского возрождения – это не стремление вернуться назад и не отрицание прогресса. Однако в условиях, когда ход истории привел к маргинализации огромной исламской религиозной общины в результате потери ею политической субъектности после разрушения исламского халифата, происходит поиск новых форм политического представительства.

Ислам и однобокая модернизация: «Не произошло освобождение от средневековья»

Тауфик Ибрагим в своем интервью утверждает, что основная проблема мусульман – в том, что не преодолено традиционное, средневековое понимание религии. Это понимание связано с потерей характерного для раннего ислама творческого импульса, с так называемым закрытием врат иджтихада. Возвращение к истокам – общая установка и для фундаменталиста, и для реформатора.

Круглый стол: «Что происходит в современном исламском мире: попытка концептуализации»

Основной вопрос, вынесенный на обсуждение на круглом столе, состоял в том, как изучать современные тенденции, характерные для ислама, для исламского мира, какие концептуальные подходы позволяют в наибольшей мере понять происходящее. В качестве вариантов ответов предлагались концепции исламской реформации, неомодерна, поиска исламской политической идентичности.

Мусульманское реформаторство в Дагестане (1900 – 1930 гг.)

Движение мусульманского реформаторства появилось в Дагестане в начале ХХ в. Реформаторы предлагали пересмотреть многие нормы ислама в соответствии с новыми реалиями. В Дагестане можно выделить условно три разновидности этого движения. Первая группа реформаторов выступала с идеями реформы исламского образования, оставаясь при этом приверженцами шафиитской правовой системы, широко распространенной в Дагестане. Вторая группа реформаторов пошла дальше, и помимо реформы системы образования выступала также с идеями расширить рамки шафиитской правовой школы.

Джадидизм как парадигма в изучении ислама в Российской империи

В статье проблематизируется фокус исследовательской литературы об исламских реформаторах в Российской империи. В изучении позднеимперской истории общим местом стало внимание к модернизации. Главными героями и двигателями истории почти исключительно представляются реформаторы-джадиды. Рассказ о джадидах формируется из нескольких сюжетов: политическая деятельность, реформы в образовании, расцвет журналистики, обновление религии и «женский вопрос».

Исламское право в ситуации конкуренции правовых систем: случай Северного Кавказа

Цель настоящей обзорной статьи – дать читателю общее представление о текущем состоянии исследований использования религиозных норм как инструмента социального регулирования на Северном Кавказе. Действие исламских правовых норм рассматривается как проявление правового плюрализма (legal pluralism), то есть параллельного действия различных правовых систем или их отдельных правовых норм.

Кто и почему в Дагестане оправдывает насилие? Сравнительный анализ ценностных профилей дагестанских исламских религиозных групп

В статье представлены результаты количественного исследования ценностей и установок дагестанских мусульман и дается ответ на вопрос о ценностных различиях между религиозными группами, которые существуют среди дагестанцев. Также поднимается вопрос о детерминантах оправдания тех или иных насильственных действий. Согласно результатам, различия между разными группами мусульман действительно существуют, и каждой из выделенных групп соответствует ценностный профиль.

Постсекулярный век неомодерна. Ближневосточный извод

Статья посвящена анализу текущей трансформации арабского мира через призму концепции неомодерна и исследованию религиозной составляющей этой трансформации. Концепция неомодерна предполагает, что современное состояние общества характеризуется завершением эпохи постмодерна и становлением новой, обозначаемой как неомодернистская. Она характеризуется сочетанием модернистского требования нового высказывания, использованием архаики для выработки содержания этого высказывания и постмодернистской игры для его конструирования.

Ислам на Западе или западный ислам? Разрыв связи между религией и культурой

Постоянное присутствие многочисленного мусульманского населения в Европе будет иметь, безусловно, долговременные последствия. Однако остается дискуссионным вопрос о цифрах мусульманского населения. Отчасти это объясняется неточностью данных, отчасти – трудностями, связанными с тем, кого следует считать мусульманином. Только тех, кто сделал свой выбор в пользу принадлежности к этой религиозной общине, или тех, кто является мусульманином в силу своего этнического происхождения?

«Исламская реформация»: позитивный проект или искусственный концепт?

Текущее состояние исследований об исламе свидетельствует о том, что концепт «исламской реформации», задавая универсальные рамки, опосредованные западной теорией модернизации, претендует на комплексное осмысление исламской действительности, чем привлекает множество авторов. Однако, такая универсальность, невнимание к частным аспектам делает этот уязвимым, что вызывает критику у ряда специалистов по исламу. Цель данной работы – идентифицировать и охарактеризовать основные подходы к пониманию феномена «исламской реформации».

Страницы