ислам в России

Благочестие, авторитет и «народный иджтихад» в онлайн- среде российских мусульман в период пандемии

В данной статье рассмотрены первые реакции российского мусульманского сообщества в социальных сетях на распространение коронавируса (преимущественно февраль — май 2020 года). Мы обращаемся к концептам авторитета и легитимности, а также идеям Б. Тёрнера о перформативной роли информационных технологий для института религиозного авторитета, Г. Бунта о демократизации исламского знания в онлайн-среде, а также концепции индивидуализации ислама О. Руа и децентрализации власти в исламской традиции П. Мандавилля.

Джадидистская экономика: татарские религиозные реформаторы начала XX в. о ростовщичестве и банках

В статье рассматриваются три основных подхода татарских религиозных реформаторов начала ХХ в. к проблеме коранического запрета ростовщичества.

Защищая «традиционный» ислам от «радикального»: дискурс исламофобии в российских СМИ

Многие работы, посвященные современной социологии ислама, исходят из якобы не требующей доказательства посылки о доминировании негативного образа ислама или же о «проблемном» характере ислама. Большинство авторов так или иначе связывают образ ислама с терроризмом, насилием и миграцией. То есть секьюритизация ислама происходит не только на уровне СМИ, но и на уровне академических исследований посредством воспроизводства ориенталистского подхода к выстраиванию «образа другого».