Религия и школа в XXI веке: опыт России и Европы

Русский

Религиоведение и преподавание знаний о религии детям в современном Татарстане. Случай ислама

В статье анализируется ситуация с преподаванием для детей курсов по исламу в Республике Татарстан. В основе статьи лежат полевые исследования, проведенные в июне—июле 2017 г. в семи районах республики, а также анализ программ курсов с исламским компонентом, учебной литературы и отражения проблем преподавания религии в медийном пространстве.

«Основы православной культуры» в школах Тамбовской области: успехи и проблемы

В статье проводится анализ концептуальных оснований введения и реализации в общеобразовательных школах Тамбовской области дисциплины «Основы мировых религиозных культур и светской этики». В тексте используются официальные данные, представленные епархиальным управлением и региональным управлением образования.

Религиозная культура или приглашение в религию — чему учат новые учебники?

Введенные сравнительно недавно школьные курсы по основам религиозной культуры ставят немало вопросов: как и в каком виде можно преподавать курс религии в светской школе? должен ли он быть моноконфессиональным или основываться на сравнительном религиоведении? какова его цель — знакомление с религией или приглашение в религию? надо ли обучать детей традиционной религии их собственного народа или допустим выбор курса по желанию? идет ли речь о краткосрочном обучении или о многолетнем курсе? каким должно быть содержание учебников, о каких ценностях там должна идти речь?

«Толедские принципы» и теология в школе

Изучение религии (религий, религиозных культур), которое является необходимой частью образования, нуждается в поддержке. По мнению автора, десятилетие «Толедских руководящих принципов преподавания знания о религиях и верованиях в государственных школах» (2007) — хороший повод обсудить эту проблему. Автор исходит из того, что педагогика как совокупность способов обучения является несамостоятельной с точки зрения ценностей и смыслов, на которые она опирается и которые призвана транслировать.

Религиозное образование в государственных школах: важнейшие тенденции (преимущественно на примере Скандинавии)

Автор, опираясь преимущественно на датский материал, рассматривает вопрос о том, в какой степени религиозное образование в скандинавских странах адаптируется как к росту религиозного плюрализма, так и к публичным и политическим дискурсам, связывающим национальную идентичность, понятие о добропорядочном гражданине и обществе с традиционной религией большинства. В статье также обсуждается «реполитизация» и «секьюритизация» религии (особенно в связи с ростом мусульманских иммигрантских меньшинств и исламофобии).

Религия в школе: современный европейский ландшафт

В статье рассматриваются основные типы, принципы и теоретико-методологические подходы к тому, что в Европе называется «религиозным образованием». Также анализируются основные принципы его внедрения в контексте политики «европеизации» школьного образования в целом, а также в связи с соответствующими документами и рекомендациями международных европейских организаций.

Преподавание религии в школе: поиски нейтральности и «культурные войны». Вводная статья

Статья посвящена актуальным проблемам преподавания знания о религии в государственных школах. Реализация образовательной концепции, изложенной в «Толедских руководящих принципах преподавания знания о религиях и верованиях в государственных школах» (2007), стала предметом оживленной международной дискуссии. Сторонники нового подхода к преподаванию религии уповают на воспитание толерантности и взаимопонимания в ходе изучения школьниками современных религиозных и нерелигиозных верований и практик.

№ 4 (35) 2017