секуляризм

Постхристианское или постатеистическое общество? Некоторые особенности российского режима секулярности

Авторы полагают, что специфика российского случая секулярности в контексте проблематики секуляризации и секуляризма существенно недооценена. В аналитическом плане эта недооценка имеет два негативных последствия. Во-первых, она ведет к тому, что режимы секулярности, сложившиеся в коммунистических странах Восточной Европы, рассматриваются как частный случай «советской модели». Между тем эти страны, как полагают авторы, в данную модель не укладываются.

Круглый стол. Франция против «сепаратизма» и «параллельных обществ»: новая политика в отношении мусульман, ее возможные последствия и альтернативы

В рамках дискуссии на круглом столе обсуждались прогнозируемые последствия и возможные альтернативы политики в отношении мусульманских сообществ во Франции, провозглашенной в ряде документов, включая законодательство об усилении республиканских принципов. Основное внимание было уделено следующим вопросам: 1) правильно ли в рассматриваемом законодательстве определены причины проблем с интеграцией мигрантов во Франции, основной из которых назван исламистский сепаратизм? 2) к каким последствиям может привести практическая реализация принимаемого законодательства?

«Сепаратизм» и «ценности Республики»: дискуссии вокруг новой стратегии борьбы с исламистским радикализмом во Франции

В представленной статье рассказывается о разрабатываемом в последние полгода во Франции новом законопроекте о борьбе с исламизмом. Автор сопоставляет между собой три документа, в которых парламентская комиссия французского Сената, президент Франции и депутаты Национального Собрания Франции соответственно предлагают свои видения данной проблемы.

От биоэтики светской к биоэтике христианской: о значении наследия Х. Тристрама Энгельгардта в России

Обсуждение перспектив концептов «биоэтики» и «христианской биоэтики» американского профессора Х.Т. Энгельгардта в России требует системного междисциплинарного анализа. Это связано с реалиями медицинской практики, культурно-исторической спецификой социальных вызовов и историей понятий и ценностей. Для российского общества в целом характерна определенная сложность постановки этических проблем в публичном пространстве.

Диалектика секуляризации в России: к оценке «Истории русской философии» Василия Зеньковского

В статье подробно обсуждается вопрос о методах и концептуальной рамке для анализа диалектики секуляризации в истории русской философии. Обращение к русской философии в контексте исследований секуляризации становится особенно актуальным после выхода фундаментальной работы Чарльза Тейлора «Секулярный век», в которой исследователь подчеркивает роль метафизики в становлении западного секуляризма.

Семейные и религиозные ценности в мире сериала «Сверхъестественное»

В статье рассматриваются особенности представлений о сверхъестественном в одноименном культовом телесериале, который является репрезентативным образцом современной массовой культуры. Авторы обосновывают репрезентативность «Сверхъестественного», рассматривают его структурные особенности и подробно анализируют две тесно связанные в нем ценностно-практические структуры: концепцию семьи и отношения со сверхъестественным. Выявляется специфическая архаическая концепция семьи как кровного братства, противостоящего внешнему миру.

Ислам в восприятии российского общества: сравнительно-политический аспект

В России, в отличие от Западной Европы, не существует политического рынка, на котором было бы востребовано негативное отношение к исламу и отторжение от мусульман. Формированию такого рынка препятствуют как «автохтонный» характер ислама для России, так и специфика российской политической системы. В силу этих обстоятельств появление на политическом поле партий и движений с исламофобской повесткой маловероятно, а артикуляция негативного отношения к исламу на уровне гражданского общества затруднена.

Постсекулярный век неомодерна. Ближневосточный извод

Статья посвящена анализу текущей трансформации арабского мира через призму концепции неомодерна и исследованию религиозной составляющей этой трансформации. Концепция неомодерна предполагает, что современное состояние общества характеризуется завершением эпохи постмодерна и становлением новой, обозначаемой как неомодернистская. Она характеризуется сочетанием модернистского требования нового высказывания, использованием архаики для выработки содержания этого высказывания и постмодернистской игры для его конструирования.

Теология в современном российском академическом пространстве

В статье описывается история становления теологии как образовательной и научной дисциплины в российском высшем образовании и науке начиная с 1992 года. Отмечается, что теология как образовательная дисциплина возникла не как проект религиозных организаций, а как инициатива Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, а также научного и образовательного сообщества в ситуации институционального коллапса структур «научного атеизма» в 1991 году.

Грузинская православная церковь в публичной сфере: споры о границах участия

Страницы