апокалипсис

«Да будут светильники ваши готовыми»: коллективная идентичность и индивидуальная судьба в перспективе эсхатологии (по материалам Московского спиритического кружка)

Статья посвящена характеристике взаимосвязи принятых в религиозной группе эсхатологических представлений и исповедуемых ее участниками этических и социальных идеалов. В статье показано, что участники рассматриваемого Московского спиритического кружка смотрели на свое объединение как на религиозную эсхатологическую общину. Эсхатологический проект этой религиозной группы может быть охарактеризован одновременно и как катастрофический миллениализм, и как прогрессивный.

Столетие, которое будоражит душу... Октябрьская революция как сакральный объект

Русская революция продолжает будоражить умы. Несмотря на то, что она, несомненно, русская с точки зрения местоположения, участников и трагических последствий, она имеет глобальное значение благодаря своей укорененности в монотеистической интерпретативной структуре, даже невзирая на то, что эта структура предстала в «секулярной», или «имманентной», форме. Даже если мы придерживаемся «трезвого» ретроспективного взгляда, Русская революция, как и ее американский и французский аналоги, продолжает во многом определять способ нашего восприятия истории, политики и религии.

Микроистория несостоявшегося апокалипсиса: деревня Подавиха и ее обитатели в августе — декабре 1932 года

В статье дается феноменологическое истолкование эсхатологического опыта участников движения, охватившего во второй половине 1932 г. Кунгурский и Ординский районы современного Пермского края. Его центром стала небольшая деревня Подавиха. К моменту ликвидации движения органами ОГПУ руководство Кунгурской епархии и приходское духовенство так и не смогло определить свою позицию по отношению к произошедшему. Кем-то было запущено в оборот название «ивановская секта» — по имени духовного лидера протоиерея Ивана Котельникова.