русская революция

Чем полезен «культурный поворот» в славистике для исследований Русской революции

В ситуации столетнего юбилея Русской революции появилось много новой литературы, посвященной 1917 году. Автор сосредоточил свое внимание на нескольких переведенных книгах, в которых освещается тема «религии и Революции»: «Дом правительства» Юрия Слезкина, «Великая русская революция. 1905–1921» Марка Стейнберга и «Локомотивы истории» Мартина Малиа. Сравнивая подходы к теме в названных книгах, автор делает выводы относительно их научных и политических импликаций, попутно сравнивая их с работами 1960-х и 1970-х гг.

Культурная гегемония, религия и Русская революция 1917 года

В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер описал как кальвинизм превратил определенное видение мира в соответствующую практику, способствовавшую развитию капитализма. Статья предлагает использовать аналог веберовского подхода для понимания Русской революции. В качестве теоретической основы в данном случае берутся не столько идеи Вебера, сколько идеи Антонио Грамши о культурной гегемонии, концепция семиосферы Юрия Лотмана, а также рассуждения Эрнста Блоха о роли утопического мышления.

Богостроительство и авторитаризм: проблема соотношения большевизма и религии

Тезис о том, что социализм и коммунизм имеют общие черты с религией, выдвигался неоднократно. В данной статье рассматривается течение так называемых «левых большевиков», в частности, взгляды А. Луначарского на религию, которые он развивал в тесной связи с идеями «богостроительства» М. Горького. Также анализируется критика религии и религиозного языка А. Богданова, который рассматривал их как формы авторитарной идеологии.

Новый Израиль и Красный Октябрь: движение русского религиозного разномыслия на переломе эпох

Статья посвящена анализу обстоятельств, сопутствовавших репатриации группы русских духовных христиан, членов движения Новый Израиль, из Уругвая в Советскую Россию в середине 1920-Х гг. Новоизраильтяне были, по-видимому, самой многочисленной из заграничных «сектантских» групп, откликнувшихся на приглашение Советской власти вернуться в страну и принять участие в создании коллективных сельских хозяйств.

Русские православные женщины в неправославные времена: примеры женского действия и влияния в революционную эпоху, 1917–1927 гг.

В данной работе рассматривается то, как по-разному православные женщины — в качестве матерей, жен, работниц и дочерей — справлялись с вызовами своей вере, а также реагировали на новые возможности для нее в ранний советский период. В центре внимания находится вопрос о том, как вера этих женщин влияла на их опыт Революции и большевистского правления; как Революция «проживалась», исходя из представлений и отношений, основанных на религии. Статья пытается преодолеть расхожие оценки об «отсталости» верующих женщин перед лицом революционных событий.

Каноническое право в зале большевистского суда: Русская революция как революция церковного права

Статья показывает, как резкие изменения в отношениях между Церковью и государством в 1917 г., казалось бы, создав условия для реформы канонической традиции, затем сделали такую реформу невозможной. Законодательные ограничения со стороны государства заставили Церковь искать в собственном каноническом праве опору для противостояния враждебному окружению. Однако старые противоречия в самой канонической традиции сделали ее уязвимой для большевистской критики и упростили введение новых ограничений Церкви.

«Выражаем полную готовность помогать Советской власти...» Недолгий опыт интеграции духовных христиан в советскую экономику 1920-х гг.

В статье исследуется история краткого опыта взаимодействия Советской власти и хозяйственных объединений «духовных христиан» после революции и на протяжении 1920-х гг. В эти годы большевики рассматривали их как союзников и сторонников Советской власти, полагая, что они могут стать проводниками советских идей в крестьянской среде. Духовные христиане создавали общины с особым хозяйственным и жизненным укладом. Большевиков привлекала коллективная форма организации труда, жизни и быта общин духовных христиан, в которых они усматривали коммунистические черты.