Раздел 1. Кризис и трансформации в православии

Космополитика харизматического православия: Стефан (Василий Карпович Подгорный) и его последователи

Трансформация общества, начатая Великими реформами 1860-х годов, отразилась и на Православной церкви. После освобождения 1861 года бывшие крепостные нашли новые возможности в качестве рабочих, предпринимателей и даже священников, монахов и святых. Василий Карпович Подгорный был одним из таких крепостных, ставших успешным предпринимателем. Вдохновленный традиционным благочестием, он использовал свои предпринимательские навыки для создания сетей религиозных общин, состоящих в основном из благочестивых женщин.

Советское обновленчество: церковный феномен или инструмент госбезопасности?

Природа советского обновленчества не является очевидной, что привело к появлению различных историографических концепций. Автор опирается на широкий круг источников, как изначально находившихся в открытом доступе (обновленческая публицистика 1920-x гг.), так и ранее засекреченных (в первую очередь документы органов госбезопасности, а также вышестоящих партийно-советских инстанций).

От революции церковной к революции социальной: деятели движения ревнителей церковного обновления в 1917 г.

В статье на основании архивных источников и периодической печати 1917 г. рассматривается публицистическая и практическая деятельность наиболее активных членов «Братства ревнителей церковного обновления» после Февральской революции: прот. Константина Аггеева, прот. Иоанна Егорова, прот. Петра Кремлевского, прот. Михаила Чельцова.

Вопрос об автокефалии Грузинской церкви в 1917 г. (по материалам архива В.Н. Бенешевича)

Статья посвящена изучению проблемы церковной автокефалии византинистом, специалистом в области церковного права В.Н. Бенешевичем. В основу статьи положены документы, хранящиеся в фонде В.Н. Бенешевича в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН, значительная часть которых не введена в научный оборот. Документы позволяют частично реконструировать религиозную жизнь страны первых послереволюционных лет (1917– 1922). Самое большое количество документов связано с темой автокефалии Грузинской церкви. Весной 1917 г.

Каноническое право в зале большевистского суда: Русская революция как революция церковного права

Статья показывает, как резкие изменения в отношениях между Церковью и государством в 1917 г., казалось бы, создав условия для реформы канонической традиции, затем сделали такую реформу невозможной. Законодательные ограничения со стороны государства заставили Церковь искать в собственном каноническом праве опору для противостояния враждебному окружению. Однако старые противоречия в самой канонической традиции сделали ее уязвимой для большевистской критики и упростили введение новых ограничений Церкви.

«Духовные пролетарии» и легитимность Всероссийского церковного собора 1917–1918 гг.

После Февральской революции 1917 г. называвшие себя «духовными пролетариями» диаконы и псаломщики активно выступали за улучшение своего материального положения и правового статуса в Русской православной церкви. В течение четырнадцати месяцев после падения имперского режима действия представителей этого «низшего духовенства» вызывали отклики со стороны Св.

Московская епархиальная революция

В первые месяцы после Февральской революции церковь была потрясена всеобщим восстанием против церковной власти. Церковь пережила это восстание и провела — с сентября 1917-ГО по август 1918 г. — Всероссийский собор, который восстановил московское патриаршество и реформировал структуру церковного управления. Успех реформ, в конечном счете, зависел от способности различных церковных сообществ достичь компромисса в разгар политической и церковной революции. В статье прослеживается процесс достижения этого компромисса с привлечением канонического права.

Святейший Правительствующий Синод накануне и во время революции. Историко-социологический очерк

Статья посвящена историко-социологическому анализу состава Святейшего Правительствующего Синода накануне и во время революции 1917 года. Автор изучает социальное происхождение, образовательный уровень, время священнической и епископской хиротонии членов Св. Синода, время принятия ими монашеского пострига и время пребывания в составе «церковного правительства». Также дается анализ нового состава Синода, созванного революционным обер-прокурором В. Н. Львовым.

Кризис «государственной церковности» в фокусе приходского вопроса. 1860-е–1917 г.

В статье автор прослеживает состояние приходского вопроса в последние 50 лет существования Российской империи и на его примере пытается определить основные элементы кризиса системы «государственной церковности» к 1917 г. Приходской вопрос имел долгую историю. В 1860-х гг. кризисное состояние прихода было осознано, началось общественное обсуждение, и были предприняты первые, но неудачные реформы. После 1905 г.

«Воцерковление» 1917 года: церковный кризис и приходская революция

В последнее время историками много сделано для того, чтобы исправить прежнее невнимание к Русской православной церкви, в частности, ее роли во время революции, однако в целом светская историография игнорирует этот новый массив книг, статей и диссертаций. Это связано, в основном, с секулярной ангажированностью историков, а отчасти и с узостью самой историографии церкви, которая часто сводится к внутрицерковной проблематике: она больше посвящена истории Церкви, а не Церкви в истории.

Страницы