духовенство

Старообрядцы-странники во второй половине XIX — начале ХХ в. (на основе отчетов каргопольских миссионеров)

В статье рассмотрены закономерности повседневной жизни старообрядцев-странников на территории Каргопольского уезда Олонецкой губернии. На основе новых архивных материалов церковного и светского происхождения, а также ряда значимых трудов миссионеров — современников событий исследованы основные аспекты истории страннического толка. Изучены особенности мировоззрения странников, формы и способы их проповеднической деятельности, структура сообществ. Основу вероучения странников составляло эсхатологическое мировоззрение, обусловившее полный разрыв с миром Антихриста.

Народная религиозность и образы духовенства в годы Первой мировой войны и революции

В статье изучаются причины распространения негативных образов духовенства, запечатленных в годы Первой мировой войны в письмах обывателей, а с 1917 г. — в визуальных источниках.

Святейший Правительствующий Синод накануне и во время революции. Историко-социологический очерк

Статья посвящена историко-социологическому анализу состава Святейшего Правительствующего Синода накануне и во время революции 1917 года. Автор изучает социальное происхождение, образовательный уровень, время священнической и епископской хиротонии членов Св. Синода, время принятия ими монашеского пострига и время пребывания в составе «церковного правительства». Также дается анализ нового состава Синода, созванного революционным обер-прокурором В. Н. Львовым.

«Воцерковление» 1917 года: церковный кризис и приходская революция

В последнее время историками много сделано для того, чтобы исправить прежнее невнимание к Русской православной церкви, в частности, ее роли во время революции, однако в целом светская историография игнорирует этот новый массив книг, статей и диссертаций. Это связано, в основном, с секулярной ангажированностью историков, а отчасти и с узостью самой историографии церкви, которая часто сводится к внутрицерковной проблематике: она больше посвящена истории Церкви, а не Церкви в истории.

Микроистория несостоявшегося апокалипсиса: деревня Подавиха и ее обитатели в августе — декабре 1932 года

В статье дается феноменологическое истолкование эсхатологического опыта участников движения, охватившего во второй половине 1932 г. Кунгурский и Ординский районы современного Пермского края. Его центром стала небольшая деревня Подавиха. К моменту ликвидации движения органами ОГПУ руководство Кунгурской епархии и приходское духовенство так и не смогло определить свою позицию по отношению к произошедшему. Кем-то было запущено в оборот название «ивановская секта» — по имени духовного лидера протоиерея Ивана Котельникова.

Русский царь в нехристианских культах Российской империи

В статье рассмотрены случаи сакрализации персоны российского монарха в нехристианских религиозных системах на территории Российской империи (ислам, буддизм, традиционные верования). Показано, что в мифологическом мировоззрении христианизирующихся подданных царь мог выступать в роли демиурга, заменив языческого творца, а российские буддисты фактически включали верховных правителей империи в пантеон своего вероучения.

У «последних времен»: восприятие времени жителями российской провинции в первой половине ХХ века

С иконами и песнопениями, или епископ, сбежавший от своих прихожан. Массовые паломничества в России эпохи Сталина и Хрущева

Паломничества в монастыри и к другим святым местам были традиционной религиозной практикой среди православных верующих до 1917 года. Несмотря на провозглашение советским правительством государственного атеизма, эти практики исчезли только во время массового террора 1930 - х гг. Однако в ходе Второй мировой войны, когда Сталин изменил свою политику в отношении религий, верующие возобновили практику паломничеств. В статье рассматривается паломничество к знаменитому монастырю «Коренная пустынь» вблизи города Курска. В период с 1944 г. и вплоть до начала новой антирелигиозной кампании при Н.