Тибето-монгольский буддизм: новые траектории в XX–XXI вв.

Русский

Паломничество как путь к вере: опыт социального конструирования религиозности

Статья посвящена теме паломничества и представляет собой жанр антропологического интервью с комментариями исследователя. Интервью было записано в апреле 2019 г. в Элисте у верующей общины хурула «Золотая обитель Будды Шакъямуни». Нарратив показывает, что паломническая поездка в Индию воспринимается среди многих верующих Калмыкии как средство примирения с жизнью и поиска ее новых смыслов.

«Белая вера» в Горном Алтае: тибетский буддизм, Монголия и Ойротское пророчество (1880-е — 1920-е гг.)

В данной статье исследуется влияние «монгольского фактора» на зарождение и эволюцию Ак-янг («Белая вера» или «Молочная вера») — этно-религиозного движения в горном Алтае в начале XIX в. и в ранней литературе известное как «бурханизм». В статье показывается, что большая часть пантеона и духовных практик «Белой веры» пришла из тибетского буддизма в его монгольском варианте.

«Без овечьей отары достойной жизни не будет»: установление границы религии в контексте социально вовлеченного буддизма в Бурятии

В настоящей статье проект «Социальная отара» Буддийской традиционной сангхи России в Бурятии рассматривается как пример социально вовлеченного буддизма. Суть проекта — бесплатная раздача овец мирянам и другим жителям региона. «Социальная отара» помещается в более широкий контекст моральной экономики буддийского даяния в регионе, в рамках которой посредством различных актов практической помощи и поддержки мирян сангха становится «опорой» в обществе.

Монгольский буддизм в XXI веке: в процессе конструирования

Статья рассматривает буддизм в современной Монголии в контексте ситуации в мире тибетского буддизма. Его особенность заключается в одновременном сосуществовании различных моделей и интерпретаций буддизма. «Социалистическая» модель — результат трансформации религии и отношения к ней в МНР — трактует буддизм как часть культурного и национального наследия, а главой сангхи остается Хамбо-лама. «Тибетская» модель предполагает ориентацию на Далай-ламу и близких к нему лам, восстановление института тулку во главе с Богдо-гэгэном.

Буддийское возрождение и конструирование буддийского сообщества в современной Бурятии

Современное развитие буддизма Бурятии часто характеризуется термином «возрождение». Идейными вдохновителями этого процесса стали Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев и его окружение. Деятельность Буддийской традиционной сангхи России (БТСР), которую возглавляет Аюшеев, не ограничивается религиозной сферой, но охватывает самые разные стороны общественно-политической и экономической жизни Бурятии, часто встречая противодействие иных организаций и групп.

Рецепции буддизма в России и «русское азиофильство» конца XIX — начала XX в.

В статье рассматриваются основные факторы и направления рецепции буддизма в России. Автор рассматривает как внутренние социокультурные и религиозно-политические причины интереса к буддийским идеям среди российской интеллигенции, так и интерес к истории и культуре Индии, Тибета и Китая в контексте современных событий в этих странах.

Культ Авалокитешвары и конкурирующие национализмы сино-тибетского пограничья (1911–1951 гг.)

В статье рассматривается зарождение тибетского национализма в сино-тибетском пограничье в период после падения Цинской империи в 1911 году и до вхождения Тибета в состав КНР в 1951-м. Духовным источником тибетского религиозного национализма стал культ бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, который ассоциирует Тибет с государством Далай-лам. Кроме того, на обширной территории тибетского плато имели место и другие национализмы — тибетский коллаборационистский и светский автономистский национализм гоминьдановского или коммунистического толка.

Буддизм в эпоху модерна: предисловие

№ 1 (38) 2020