Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию

Русский

Медиапрактики русскоязычных ортодоксальных евреев: женские группы и раввинские блоги в Facebook и Instagram

В фокусе статьи медиапрактики русскоязычного ортодоксального еврейства о модели соблюдения в условиях секулярной современности. Используя концепцию коммуникативных фигураций, автор исследует коммуникативные переплетения, благодаря которым конструируется паттерн соблюдения евреев, включенных в жизнь русскоязычных ортодоксальных общин постсоветских стран, а также Израиля, США и Западной Европы.

Holy Selfie в католицизме и православии: сравнительный анализ нового визуального канона

На основе анализа визуального контента, доступного в социальной сети Instagram, в статье рассматривается феномен holy selfie как способ выражения религиозной идентичности последователей православия и католицизма. Селфи как способ самопрезентации в сети позволяют верующим фиксировать свою причастность к сакральным местам, персонам, событиям и предметам. Несмотря на неодобрение со стороны православных и католических священников, увлечение селфи становится одним из способов консолидации религиозных сообществ вокруг религиозного опыта.

Медиатизация пастырства в Русской православной церкви: предпосылки формирования сайтов с вопросами священнику

Настоящая статья посвящена анализу предпосылок феномена медиатизации пастырства в Русской Православной Церкви на примере сайтов с вопросами священнику. Медиатизация пастырства исследуется в русле социально-конструктивистской традиции теории медиатизации. Пастырская деятельность онлайн рассматривается как одна из составляющих медиатизированного мира прихода. Медиатизированная коммуникация со священником фомируется на пересечении запроса аудитории, ответа священников на этот запрос и собственного запроса священника.

Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях

Статья посвящена тому, каким образом старообрядцы обеспечивают присутствие своей религии в социальных медиа. Автор анализирует онлайн- и офлайн-практики как дополняющие друг друга, анализируя страницы тех старообрядческих общин и поселений, в которых до этого проводились полевые антропологические исследования (регион Северо-Западного Причерноморья).

Медиация религиозных смыслов и новая религиозная чувствительность

В предлагаемом тексте представлены теоретические предпосылки изучения восприятия медиаконтента религиозной аудиторией. Во-первых, автор рассматривает, как менялись исследования в области медиа и массовых коммуникаций вместе с развитием медиасферы как технологического и социального феномена; в частности, он уделяет внимание религиозным каналам и сервисам, направленным на удовлетворение религиозных и духовных потребностей и целей.

К вопросу о религиозно-социальном формировании технологии

Настоящий текст — это глава из книги «Когда религия встречается с новыми медиа». Ключевой целью книги является разработка систематического подхода к исследованию того, как религиозные сообщества взаимодействуют с новыми медиатехнологиями. Эта глава посвящена обсуждению методологического подхода, используемого в книге — подхода религиозно- социального формирования технологий.

Исследование коммуникативных фигураций медиатизированных миров в условиях «тотальной медиации»

В ситуации, когда различные медиа в своей совокупности определяют, как мы формулируем наши представления о социальных мирах, нам нужен подход к исследованию медиатизации, который учитывает эту транс-медиальность. Разработка такого подхода в статье начинается с обсуждения «институциональной» и «социально-конструктивисткой» традиций в исследовании медиатизации. Обе традиции сходятся в понимании медиатизации как концепции, которая схватывает взаимосвязь между изменениями в сфере медиа и коммуникации, с одной стороны, и изменениями культуры и общества, с другой стороны.

Медиатизация религии: критическая оценка

Большинство социологов религии до сих пор редко рассматривали медиа как пространство формирования религии в современном обществе. В данной статье обсуждается целесообразность использования тезиса о медиатизации религии, предложенного Стигом Хьярвардом, для изучения религиозных изменений в современном западном обществе. Эта концепция вносит вклад в социологию религии, фиксируя связь между свойствами современных массмедиа и секуляризацией. Однако на данный момент ее валидность ограничена узким пониманием того, что такое религия и как она соотносится с модернизацией.

Три формы медиатизированной религии: изменение облика религии в публичном пространстве

Данный текст — перевод главы Стига Хьярварда из сборника «Медиатизация и религия: скандинавская перспектива». В ней Хьярвард предлагает типологию трех форм медиатизированной религии: 1) «религиозные медиа», 2) «журналистика о религии» и 3) «банальная религия». Если первый тип частично соответствует институциональной религии и может служить трансляции религиозных нарративов в публичное пространство, то в основе двух других форм лежат различные медийные понимания религии.

Теории среднего уровня в исследовании религии и медиа: медиатизация, медиация и RSST

В настоящей статье разбираются три основных подхода к исследованию религии и медиа: теория медиатизации, теория медиации и религиозно-социальное формирование технологий (RSST). Цель обзора — сравнить эти стратегии исследования религии и медиа, учитывая связь между генезисом каждого подхода, его концептуальным аппаратом, и способами, и границами его применения. Во-первых, мы рассматриваем, как в каждом из подходов концептуализируется отношение религии и медиа.

Страницы