«Старые русские секты» XVIII–XX вв.: Новые материалы и подходы

Русский

Сектант, миссионер, филантроп: микроистория оренбургского субботника Петра Маклакова

В статье на основе материалов Государственного архива Оренбургской области реконструируется биография, особенности религиозных взглядов и практик крестьянина Петра Маклакова, «отпавшего из православия в секту субботников» и активно пропагандировавшего еврейскую веру среди жителей Оренбургского уезда в конце XIX — начале XX века.

Старообрядцы-странники во второй половине XIX — начале ХХ в. (на основе отчетов каргопольских миссионеров)

В статье рассмотрены закономерности повседневной жизни старообрядцев-странников на территории Каргопольского уезда Олонецкой губернии. На основе новых архивных материалов церковного и светского происхождения, а также ряда значимых трудов миссионеров — современников событий исследованы основные аспекты истории страннического толка. Изучены особенности мировоззрения странников, формы и способы их проповеднической деятельности, структура сообществ. Основу вероучения странников составляло эсхатологическое мировоззрение, обусловившее полный разрыв с миром Антихриста.

«Желаем жить не по плоти, а по духу»: демографическое поведение постников

Изучение влияния вероучительных положений на социальное поведение и повседневную жизнь последователей тех или иных религиозных течений занимает значительное место в религиоведческих исследованиях. В статье изложены результаты анализа особенностей демографического поведения постников (последователей одного из направлений «старого русского сектантства») в Тамбовском регионе начала XX века. Существенное подспорье в подобной работе авторы статьи видят в возможностях использования реляционной базы данных, которая и была создана в ходе предпринятого исследования.

Царствовать со Христом тысячу лет: два пророка русского милленаризма

Статья ставит целью исследовать точки пересечения двух доныне существующих групп «старого русского сектантства», для которых ожидание земного тысячелетнего царства было центральным пунктом вероучения — молокан-прыгунов и еговистов-ильинцев. Дореволюционные, советские и современные религиоведы обычно не замечали связи между этими движениями. Однако в определенный исторический момент эта связь была весьма существенной как в доктринальном, так и в практическом смысле.

«Отступничество в раскол» в Казанской епархии: старообрядцы в приходской жизни русской деревни

В статье рассматривается, как в условиях формализации российского законодательства в эпоху Николая I актуальной проблемой в приходской жизни становится обнаружение церковным причтом фактов «отступничества» православных прихожан в старообрядчество, растет количество соответствующих следственных дел. «Уклонение в раскол» становится проблемой: российские власти обнаруживали несовершенство собственной системы надзора за православными прихожанами в условиях кризиса религиозной терпимости по отношению к старообрядцам.

Русские иудействующие и трансильванские саббатариане: попытка сравнительного анализа

Объектом исследования являются иудаизирующие религиозные движения эпохи Нового времени: русское субботничество и трансильванское саббатарианство. Работа представляет первую в отечественной историографии попытку компаративного анализа этих движений, а также выявления двух моделей иудаизантизма с характерными для них признаками. Сравнительное изучение течений обнаруживает немало общего в их происхождении, развитии, социальном составе, в религиозных представлениях и практиках сектантов, их взаимоотношениях с властями.

Об Анне Степановой, крестьянке Костромской губернии, почитаемой за Богородицу

Статья посвящена костромской общине христоверов XVIII века. В основе ее — дело о купце Крупенникове 1747 года, сохранившееся в документах Святейшего Синода в Санкт-Петербурге, в Российском государственном историческом архиве. Одна из героинь этого дела — крестьянка Костромского уезда Анна Степанова, которую «почитали за Богородицу». Цель статьи — ввести в научный оборот архивные материалы и рассказать о религиозной практике членов гетеродоксальных общин в Костроме XVIII века и о местных легендах о «христах» и «богородицах».

Начальная история христовщины: от экстатического движения к конфессионализации секты

В данной статье предполагается рассмотреть процесс становления секты хлыстов. Привлечение ранее не использовавшихся при изучении этого движения источников (следственные документы стрелецких бунтов, дело царицы Евдокии и майора Глебова и др.) позволяет более детально представить себе среду формирования сектантского движения и структурировать раннюю историю секты в виде последовательного поэтапного процесса.

«Старые секты» на новый лад: проблемы и перспективы изучения русских религиозных диссидентов XVIII–XX вв.

Вводная статья к тематическому блоку посвящена фундаментальным вопросам современных исторических, антропологических и религиоведческих исследований «русского сектантства» XVIII и XIX веков. Русских религиозных диссидентов этого периода вряд ли можно было рассматривать как однородную или интегрированную религиозную культуру как в историческом, так и в социальном плане. Однако изучение этих движений, а также их репрезентация в различных дискурсивных и идеологических контекстах может многое рассказать нам о религии в России в «синодальный период».

№ 3 (38) 2020