Религия в постсекулярном контексте

Русский

Теоретизируя на тему постсекулярного общества

В статье автор, заявляющий себя верующим человеком, обращается как к верующим, так и к неверующим, но имея в виду в особенности последних.

Фальсифицированная секуляризация

В статье дается панорама религиозного возрождения, которое наблюдается по всему миру. Особое внимание уделяется исламу и евангелическому протестантизму. Это религиозное возрождение заставляет пересмотреть выводы о неминуемой секуляризации и уповать скорее на умеренность в религиозных вопросах, чем на конечное исчезновение религии и вытеснение ее из публичного пространства. Эта умеренность может стать лучшим противоядием против агрессивных фундаменталистов.

Некоторые аспекты десекуляризации в постсоветской России

Статья посвящена десекуляризации в постсоветской России на фоне предшествовавших ей секуляризационных процессов. Анализируются отдельные аспекты характерного для стран с коммунистическими режимами типа секуляризации, такие как «гиперприватизация религии» и «дистилляция религиозного сознания», а также особенности возрождения религии в постсоветской России. На примере Русской православной церкви рассматривается тезис, что «обмирщение» религиозных институтов при выходе из религиозного гетто в публичное пространство является контрсекуляризационным процессом.

Концептуальные основы теории десекуляризации

В статье делается попытка концептуализации идеи десекуляризации, которая была впервые сформулирована Питером Бергером в конце 1990-х гг. Автор статьи указывает на обычное запаздывание социологов религии с теоретическим осмыслением новых подходов и пытается восполнить этот недостаток. При таком теоретическом осмыслении десекуляризации автор отталкивается от концептуального языка теории секуляризации, подробно разработанной социологией религии в течение XX века.

Осмысливая секулярность

Статья рассматривает понятие «секулярный» и другие слова, восходящие к соотвествующему латинскому корню, такие как «секуляризация», «секуляризм», «десекуляризация» и «постсекулярность». Разные авторы вкладывают в эти слова разный смысл, и к тому же они часто используются в оценочном смысле (как в научном, так и в широком публичном дискурсе), и все это приводит к путанице. Автор делает попытку «распутать» эти значения, предлагая некую матрицу для их более строгого употребления.

Постсекулярная концептуализация религии: к постановке проблемы

В статье обсуждается проблема новой концепции религии в современной постсекулярной ситуации, в которой ни секулярная модель религии, характерная для эпохи модерна, ни досекулярное понимание религии / религиозности не соответствуют социокультурным реалиям. Автор акцентирует внимание на том, что взгляд на религию домодерного прошлого через призму ее секуляристского восприятия искажает природу религии как таковой, отводя ей строго определенное и потому ограниченное место в соответствии с идеей и практикой функциональной дифференциации, характер- ной для новоевропейских обществ.

Религия в постсекулярном обществе

Автор рассматривает, как в новых условиях «постсекулярного общества» меняется содержание и функции религии. Он критикует социальных философов (Хабермаса, Тейлора, Рорти и других), пишущих о религии и секуляризме в оторванности от социологической реальности; эта последняя требует смещения фокуса на новые формы религиозности, не вмещающиеся в старые привычные институты, и на способы практической «встроенности» религии в общество, а не только на «верования», к чему часто сводят религию философы.

№ 2 (30) 2012