Academia

Платон и Эвгемер: «Египетский логос» и «Священная запись»

Неоплатоническая тетрада в контексте темы иерархии сущего в патристической мысли: Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин

В статье прослеживается, как тема иерархии причаствующих, заданная Дионисием Ареопагитом на основе неоплатонической тетрады Благо, Бытие, Жизнь, Ум, и, как предполагается, учения об иерархии природного сущего у Григория Нисского, получила развитие в доктринах Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина. Различаются три философские парадигмы причастности к сущности в патристике и тематика иерархии сущего рассматривается в контексте этих парадигм. Прослеживается тема неоплатонической тетрады у Максима Исповедника.

Два модуса жизни в «науке о душе» XVII века

Статья посвящена переформатированию аристотелевской науки о душе в начале XVII века. Трансформации в первую очередь подвергается базовое понятие жизни, которое отныне призвано выражать существенные черты не только тварной, но и божественной жизни. Ориентация на требования теологии побудила схоластических философов раннего Нового времени постулировать два разных модуса жизни: жизнь физическую и интенциональную, — что позволило охватить в одном унивокальном или дизъюнктивном понятии все живое, от растения до Бога.

Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит

Некоторые сочинения участников полемики о предопределении IX в.

Представленные тексты принадлежат разным авторам, участвовавшим в полемике о предопределении в IX в. В них отражены основные позиции противоборствующих сторон: Готшалька — о «двойном предопределении», его оппонентов (Рабана Мавра и Гинкмара Реймского) — о возможности предопределения только к благу и Амоло из Лиона, выступившего также против Готшалька и считавшего, что учение о предопределении не должно  приводить людей в отчаяние, а поэтому и Писание, и сочинения Августина
должны истолковываться с учетом этого правила.

Доктрины предопределения в cредневековой философской теологии

В статье представлены основные проблемы, связанные с проблемой предопределения, изложены основные учения средневековых авторов по данной теме. Автор сосредоточивает свое внимание на нескольких измерениях теоретического и исторического анализа: содержательных мотивах дискуссии, трансформации ее формальной структуры, способов формирования и представления аргументации, логических ходах оппонентов.

Размышления об одной теологической дистинкции, сообразно которой говорится, что некоторые догматы веры превыше разума, но не противоразумны (с предисловием А. Апполонова)

Классификация религий у Роджера Бэкона

Хотя европейские средневековые мыслители, в общем, мало интересовались нехристианскими религиозными традициями, некоторое подобие сравнительного исследования религий можно обнаружить уже в XIII в. Целью такого исследования, как правило, являлось доказательство превосходства христианства над другими религиями, а средством нередко становилось обращение к инструментарию «естественного человеческого разума». Творчество Роджера Бэкона (1214/22 — ок. 1292) является наиболее ярким примером такого подхода. Бэкон отказывается от апелляции к св.

Фома Аквинский. О вере и религии

Согласно Фоме Аквинскому, вопрос об отношении веры (fides) и религии (religio) есть вопрос об отношении содержания откровения (верований) и религиозного культа. Решая этот вопрос, Фома опирается на литературное наследие своих предшественников (Лактанция, Августина, псевдо-Дионисия Ареопагита), но также демонстрирует значительную оригинальность, обусловленную, главным образом, теми новыми идеями, которые были введены благодаря ему в католическую теологию.