Религия и множественные современности

Русский

Пятидесятничество: транснациональный волюнтаризм в глобальном религиозном хозяйстве

Статья посвящена анализу феномена глобального пятидесятничества, которое, вместе с другими харизматическими течениями, является наиболее экспансивной формой протестантизма во многих частях «глобального Юга», в особенности в Латинской Америке и Африке. Распространение пятидесятничества приводит не только к новому формату межрелигиозных отношений, но и к обострению противоречий между логикой национальных государств и логикой транснациональных движений, свободно перемещающихся и действующих вне зависимости от государственных границ.

Современность новых обществ: Южная Африка, Бразилия и перспективы мир-социологии

В статье на примере Южной Африки и Бразилии рассматривается современность этих обществ, сложившихся в результате колониальных встреч и, таким образом, сформированных европейской постпросвещенческой мыслью, однако пришедших к самоинтерпретации и создавших институты в ответ на особенности колониальной и постколониальной ситуаций.

Турецкая лаборатория: локальная современность и постсекулярное в Турции

Хорошо известно, что Турция — это страна, находящаяся в состоянии перемен. Происходящий транзит от кемалистской идеологии к посткемалистской оказывает сильное влияние на самые разные уровни и области национальной жизни Турции. Западнический образ кемалистского проекта модернизации начинает уступать дорогу альтернативным формам и пониманиям современности. В разных областях, от международных отношений до телевизионных мыльных опер и художественной литературы, если упомянуть лишь два значимых, но разных примера, идет поиск Турцией самой себя.

Европейская интеграция и русское православие: две перспективы в рамках парадигмы множественных современностей

В статье вводится различение в парадигме множественных современностей между сравнительно-цивилизационным и постсекулярным подходами. Доказывается, что первый, сравнительно-цивилизационный, подход помогает понять модернизационные процессы в больших культурно-цивилизационных образованиях, тогда как второй, постсекулярный, сосредотачивается на акторах и культурных сферах внутри цивилизационных образований или на межцивилизационных пересечениях. Эти два подхода взаимодополнительны.

Новые религиозные констелляции в структурах современной глобализации и цивилизационная трансформация

Статья посвящена новому глобальному цивилизационному контексту, возникающему на наших глазах.

От секулярной современности к «множественным»: социальная теория о соотношении религии и современности

Статья посвящена рассмотрению представлений о соотношении религии и современности в социальной теории XX–XXI вв. Анализируются теории секуляризации, постулировавшие несовместимость религии и современности, затем обозначаются факторы, поколебавшие позиции сторонников секуляризации. Наконец, всесторонне изучается тот вклад в интересующую дискуссию, который делает концепция множественных современностей Шмуэля Эйзенштадта, позволяющая смягчить и нюансировать выводы теоретиков секуляризации.

«Множественные современности», российские «проклятые вопросы» и незыблемость секулярного Модерна (теоретическое эссе)

Россия представляет собой интересный случай для проверки гипотезы Ш.Эйзенштадта о «множественных современностях», а также связанной с этой гипотезой идеи о том, что именно различие религиозных традиций определяет множественность. На мой взгляд, некоторые распространенные интерпретации эйзенштадтовой парадигмы явно страдают преувеличенным акцентом на «множественности», доходя до утверждения полной культурной особости всех форм modernity.

№ 1 (30) 2012