Религиозные практики в СССР

Русский

Болезнь под названием «фонд уполномоченного» или несколько страниц об актуальных проблемах изучения религиозности в СССР

Статья посвящена размышлениям о состоянии дел в сфере изучения религиозности в СССР. Автор отмечает те недостатки, которые присущи современным исследованиям: плохое знакомство исследователей с работами друг друга, неготовность расширять круг источников и т. д. В особенности автор обращает внимание на такой недостаток, как концентрация на документах одного «любимого фонда», чаще всего — фонда «уполномоченного по делам религий». В таком случае исследование превращается в простой и нередко некритический пересказ прочитанных там документов. 

Что мы можем знать о религиозности советского периода? (Сопоставление архивных и устных источников из послевоенного Поволжья)

Статья основана на архивных материалах и этнографических полевых исследованиях в среднем Поволжье и посвящена соотношению архивных свидетельств и устных нарративов, содержащих сведения о религиозных практиках в СССР. В статье выделяются три типа такого соотношения между двумя видами источников: дополнительность, слияние и противоречие. Лучшим решением может быть рефлективный методологический плюрализм, не устанавливающий заведомый приоритет в пользу одного источника перед другим, а сопоставляющий их таким образом, чтобы они генерировали новые вопросы.

Переживаемая религия: концептуальная схема для понимания погребальных обрядов в приграничных районах Советской Украины

Автор статьи утверждает важность изучения «переживаемой религии» (lived religion) как главной исследовательской стратегии для понимания религиозности в советское время. Эта концепция помогает понять импровизированные формы религиозных практик вне церкви и вне церковных обрядовых канонов. Эти формы проявлялись в наибольшей мере в похоронных обрядах, изучению которых посвящена статья на основе материалов, относящихся к западно-украинским территориям, присоединенным к СССР в ходе Второй мировой войны. В этих районах были сильны традиции Греко-Католической церкви, вскоре запрещенной.

Проблема «обыкновенной» советской смерти: материальное и духовное в атеистической космологии

Статья посвящена проблеме смерти в советском атеизме. В частности, автор анализирует попытки советского руководства заместить религиозные обряды, связанные со смертью, новой социалистической обрядностью. В качестве примера берется деятельность Комиссии по изучению и внедрению в быт новых гражданских обрядов при Президиуме Верховного Совета Украинской ССР, созданной в 1969 году именно для решения данной задачи.

Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной

Статья посвящена истории внедрения гражданских праздников и обрядов в годы «оттепели», когда возродился интерес к обрядотворчеству и поиску праздников, созвучных секуляризованному мироощущению советского гражданина послевоенной поры. Формирование гражданской обрядности началось в 1920 - х, но именно в хрущевское время благодаря развернувшейся антирелигиозной кампании возникли современные ритуалы, например, торжественная регистрация брака и   новорожденных, дни призывников, первокурсников, выпускников.

«От традиции к современности»: православная обрядность и праздники в условиях антирелигиозной борьбы (на материалах УССР, 1950-е — 1960-е гг.)

В статье на материалах Украины анализируются трансформации обрядово-церемониальных практик Русской православной церкви, как в период хрущевской кампании, так и в последовавшие десятилетия. Внимание уделено распространению секретной нелегальной обрядности, изменениям традиционных обрядов жизненного цикла («адаптированные обряды»), «светским» церемониям, а также организационным изменениям в проведении центральных празднеств церковного календаря.

Религиозные практики, повседневная религиозность и западная массовая культура в закрытом городе Днепропетровске в послесталинское время (1960-1984 гг.)

Данная статья — часть моего исследовательского проекта о взаимовлиянии потребления западной культуры, идеологии «развитого социализма» и процессов личностной индентификации в одном отдельно взятом городе. Этот индустриальный город, Днепропетровск, был в 1959 г. закрыт для иностранцев, поскольку в нем находился крупнейший советский завод по производству ракет и ракетных двигателей. В результате Днепропетровск превратился в уникальную советскую  социокультурную лабораторию, в которой различные модели позднего социализма сосуществовали с новыми западными влияниями.

Два типа религиозности времен позднего социлизма: православные верующие Владимирской области

Автор показывает, на примере Владимирской области, соотношение атеистической пропаганды и живой религиозности в позднесоветское время. Статья выявляет изменения в религиозной политике властей после хрущевской атеистической кампании — стремление контролировать Церковь на уровне иерархии использовать ее в качестве символа национального наследия. В то же время вне такого государственного контроля сохранялись проявления спонтанной религиозности, такие как поклонения «святым местам», которые власти стремились всячески ограничить. 

«Женщины-муллы»? Роль женщин в практиках мусульманских общин Среднего Поволжья в военный и послевоенный период

Статья посвящена анализу места и роли женщин в повседневной культовой практике мусульманских общин областей Среднего Поволжья в военный и послевоенный период. Автор исследует традиционные и новые формы религиозных практик и связывает их с характером гендерных изменений, произошедших в татаро-мусульманской сельской среде. 

«Без проповедников, в углу бараков…»: протестантские «барачные общины» в Пермском Прикамье 1940 – 1950 - х гг.

В статье рассматриваются вопросы о возникновении и существовании протестантских групп в городах и рабочих поселках Западного Урала в 1940-е — начале 1960 - х гг. Обстоятельства жизни местных жителей и мигрантов привели к формированию «барачных общин» верующих. Приспосабливаясь к ситуации, социально дискриминируемые группы населения, спецпоселенцы, выработали механизмы адаптации и консолидации в «чуждой» городской среде.

Страницы