секуляризация

Медиатизация религии: критическая оценка

Большинство социологов религии до сих пор редко рассматривали медиа как пространство формирования религии в современном обществе. В данной статье обсуждается целесообразность использования тезиса о медиатизации религии, предложенного Стигом Хьярвардом, для изучения религиозных изменений в современном западном обществе. Эта концепция вносит вклад в социологию религии, фиксируя связь между свойствами современных массмедиа и секуляризацией. Однако на данный момент ее валидность ограничена узким пониманием того, что такое религия и как она соотносится с модернизацией.

Три формы медиатизированной религии: изменение облика религии в публичном пространстве

Данный текст — перевод главы Стига Хьярварда из сборника «Медиатизация и религия: скандинавская перспектива». В ней Хьярвард предлагает типологию трех форм медиатизированной религии: 1) «религиозные медиа», 2) «журналистика о религии» и 3) «банальная религия». Если первый тип частично соответствует институциональной религии и может служить трансляции религиозных нарративов в публичное пространство, то в основе двух других форм лежат различные медийные понимания религии.

Телесность и социальность в нью-эйдж паломничестве

В статье описывается взаимодействие с сакральными локусами в контексте нью-эйдж паломничества. В социальной теории религии нью-эйдж духовность часто определяется как индивидуализированная форма религиозности в соответствии с тезисом о «приватной религии». Такая интерпретация основывается на приоритете верований и нарративов по отношению к телесному аспекту религиозного опыта и способам рефлексии над ним.

500-летний юбилей Реформации: экуменизм в церковно-общественном контексте современной Германии

500-летний юбилей Реформации 2017 г. впервые был проведен в Герма- нии как экуменическое событие, объединяющее лютеран и католиков. Были приняты важные официальные церковные документы, призванные переосмыслить историю Реформации; проведены совместные богослужения; реализовано большое количество проектов разного уровня.

«Эверсон», «Макколум», «Зорач»: Верховный суд и дискуссия вокруг церковно-государственных отношений в сфере школьного образования в США на рубеже 1940–1950-х гг.

В статье рассматривается ситуация в церковно-государственных отношениях в США на рубеже 1940–1950-х гг. Решения Верховного суда по делам «Эверсон» (1947), «Макколум» (1948) и «Зорач» (1952) касались взаимоотношений религии и государства в сфере школьного образования и в совокупности затрагивали интересы большей части религиозных общин в США. Данные судебные решения спровоцировали дискуссии по проблеме секуляризации американского общества и вопросам сотрудничества церкви и государства в различных областях.

Уголовное законодательство Германии в сфере религии: история и современные дискуссии

Дискуссии об уголовном праве в религиозной сфере вновь стали актуальными в Европе. В статье представлены основные вехи развития немецкого уголовного права в области «религиозных правонарушений» (оскорбление религиозных чувств, препятствование совершению богослужения, осквернение предметов культа и т.п.) в контексте церковно-государственных отношений различных исторических эпох (Средневековье, Реформация, Просвещение, Kulturkampf, национал-социализм, современность).

Римско-католическая церковь в Польской Народной Республике (1944/45–1989): формы сосуществования с режимом и роль идейной оппозиции

В данной статье описывается уникальное положение Католической церкви в Польше XX века — феномен, необычный для коммунистических стран центральновосточной Европы. Акцент делается на описание ключевых направлений деятельности церкви в политических условиях Польской Народной Республики. Во время Второй мировой войны Католическая церковь понесла существенные человеческие, материальные и организационные потери. Более того, Польская объединенная рабочая партия проводила антицерковную и антирелигиозную политику.

Религия, политика и modernity в Грузии: дебаты вокруг событий 17 мая 2013 г.

«Заветы» социализма: трансформация религиозного праздника на селе Центрального Нечерноземья в середине 1940х — начале 1960х гг.

Праздники являлись одной из ключевых составляющих религиозности деревни Центрального Нечерноземья. Традиционно они сочетали в себе следование церковному календарю с местным пониманием праздничного ритма и коллективной памятью о священных событиях жизни конкретной общины. В рамках религиозной политики СССР в середине 1940-х – начале 1960-х гг. и реформ в сельском хозяйстве происходит деформация праздничной традиции. Статья основывается на документах Совета по делам РПЦ при СМ СССР и его уполномоченных, партийных и советских органов, комсомола; материалах этнографических исследований.

Политическое измерение русской религиозной философии

Страницы