секулярность

Постхристианское или постатеистическое общество? Некоторые особенности российского режима секулярности

Авторы полагают, что специфика российского случая секулярности в контексте проблематики секуляризации и секуляризма существенно недооценена. В аналитическом плане эта недооценка имеет два негативных последствия. Во-первых, она ведет к тому, что режимы секулярности, сложившиеся в коммунистических странах Восточной Европы, рассматриваются как частный случай «советской модели». Между тем эти страны, как полагают авторы, в данную модель не укладываются.

Сопротивление и покорность. Вызовы пандемии, позднемодерные эпистемы и русский православный этос

Статья рассматривает реакции внутри Русской православной церкви на пандемию коронавируса в 2020 г. Основываясь на материалах прессы, религиозных и светских интернет-порталов и онлайн-форумов, статья систематизирует характер ответов православных священников, мирян и церковного руководства на беспрецедентное сворачивание богослужебных практик и церковного общения в период карантина.

«Без овечьей отары достойной жизни не будет»: установление границы религии в контексте социально вовлеченного буддизма в Бурятии

В настоящей статье проект «Социальная отара» Буддийской традиционной сангхи России в Бурятии рассматривается как пример социально вовлеченного буддизма. Суть проекта — бесплатная раздача овец мирянам и другим жителям региона. «Социальная отара» помещается в более широкий контекст моральной экономики буддийского даяния в регионе, в рамках которой посредством различных актов практической помощи и поддержки мирян сангха становится «опорой» в обществе.

Могут ли чувства и представления быть религиозными и секулярными? Критика современной психологии религии

С 1990-х годов религиоведы спорят о том, можно ли использовать тер- мины «религиозное» и «секулярное» в научных исследованиях. Мы рассмотрим, как эти термины используются в современной психологии религии. Разные исследовательские группы в этой дисциплине выделяют два объекта исследования: (1) «религиозные состояния» (трансперсональная психология и нейротеология); (2) «религиозные идеи» (когнитивное религиоведение). Однако из-за проблем в терминологии им не удается строить нейтральный и последовательный дизайн исследований.

«Христианство возродится только в том случае, если будет стараться все заново переосмыслить по‑христиански…»

В интервью, данному нашему журналу, британский теолог и философ Джон Милбанк, один из основателей и лидеров межконфессионального христианского интеллектуального движения «радикальная ортодоксия», рассказывает о своем формировании, об авторах, которые оказали влияние на его мышление, а также об основных идеях указанного теологического направления и его перекличках с русской религиозной мыслью. Он затрагивает вопросы о современном соотношении религиозное / светское и о месте