каббала

Каббалистическая герменевтика и утопическая компаративистика ВсеЯСветной Грамоты

Постсоветский культурный ландшафт характеризуется большой популярностью националистических идей и нарративов, использующих конспирологические объяснительные модели и предлагающих различные версии альтернативной истории, в рамках которой особое место занимают представления о языке, которые можно обозначить как «криптолингвистические». В этой статье особенности подобного дискурса проиллюстрированы на примере «ВсеЯСветной Грамоты» — учения об эзотерическом славянском алфавите, кодирующем вселенную.

Михаэль Лайтман и группа «Бней-Барух»

Это фрагмент более обширной статьи, посвященный учению Михаэля Лайтмана и его движению Бней-Барух, попытке представить каббалу как науку и вывести ее за пределы ортодоксального иудаизма. Автор рассматривает методологию Лайтмана, его учение об исправлении мира и спасении от антисемитизма посредством изучения каббалы, его социальный идеал, а также социологический контекст движения, конкуренцию Лайтмана с другим представителем нью-эйджевской каббалы Шрагой-Файвлом (Филиппом) Бергом, стратегии обретения популярности и сложные отношения с ортодоксией.

Каббала в XXI веке: выход из иудаизма?

Беседа с русскоязычными исследователями каббалы из Москвы и Иерусалима посвящена истории каббалистической мысли на территории Российской империи, особенностям восточноевропейской хасидской мистики и каббалистической составляющей современного хасидизма, в том числе в России, и рецепции каббалы в русской культуре. Контрапунктом этих тем становится феноменология и социология «научной каббалы» Михаэля Лайтмана — русскоязычного проявления более широкого феномена нью-эйджевской каббалы, попытки заниматься каббалой вне еврейской традиции и иудаизма,

Новая эра каббалы. Современная каббала, Нью Эйдж и духовность в эпоху постмодерна