Средние века

История экуменизма: забытый ранний этап

Историки экуменизма обыкновенно датируют его оформление началом XX в., указывая в качестве «символического начала» на Всемирную миссионерскую конференцию, состоявшуюся в Эдинбурге в 1910 г. Поиски зарождения экуменической мысли приводят исследователей в предшествующие столетия, до XV–XVI вв. Однако известны восточные источники, свидетельствующие о том, что экуменическая парадигма экклесиологической мысли, типологически соответствующая той, которая сложилась в XX в., в действительности сформировалась значительно ранее.

Классификация религий у Роджера Бэкона

Хотя европейские средневековые мыслители, в общем, мало интересовались нехристианскими религиозными традициями, некоторое подобие сравнительного исследования религий можно обнаружить уже в XIII в. Целью такого исследования, как правило, являлось доказательство превосходства христианства над другими религиями, а средством нередко становилось обращение к инструментарию «естественного человеческого разума». Творчество Роджера Бэкона (1214/22 — ок. 1292) является наиболее ярким примером такого подхода. Бэкон отказывается от апелляции к св.

Фома Аквинский. О вере и религии

Согласно Фоме Аквинскому, вопрос об отношении веры (fides) и религии (religio) есть вопрос об отношении содержания откровения (верований) и религиозного культа. Решая этот вопрос, Фома опирается на литературное наследие своих предшественников (Лактанция, Августина, псевдо-Дионисия Ареопагита), но также демонстрирует значительную оригинальность, обусловленную, главным образом, теми новыми идеями, которые были введены благодаря ему в католическую теологию.