На основе архивных материалов, церковных документов и воспоминаний очевидцев автор предпринял попытку показать то, каким образом «новый» курс религиозной политики сталинского правительства оказывал влияние на церковную жизнь в условиях немецкой оккупации на территории Ленинградской области в 1943–1944 гг. Восстановление патриаршества в Москве и укрепление легитимности Русской Православной Церкви, позволяло советскому правительству успешно использовать религиозный фактор в решении насущных политических задач. Особенно актуально это было для национальных окраин до 1940 года не входивших в состав СССР. Выводы о негативной роли «нового» курса для церковной жизни на оккупированных территориях Прибалтики, Украины и Белоруссии находят свое подтверждение и в ситуации длительно оккупированных районов Ленинградской области. Возможности, открывшиеся благодаря «новому курсу», позволяли советской власти успешно укреплять свои позиции еще до освобождения этих территорий. Это происходило путем пропагандистской и церковно-канонической дискредитации православных клириков и епископов, давлением на церковное руководство при помощи агентов советской разведки. Вместе с тем применялись крайние меры физического устранения наиболее оппозиционных и непримиримых персон: например, убийство Экзарха Сергия (Воскресенского).