С позиции секулярной идеологии ряд религиозных практик самотрансформации — например, полное подчинение духовному лидеру — выглядят недопустимыми. Религиозные традиции имеют другие представления о субъекте, о его благе и о том, как это благо можно достичь. В современном мире, где религиозные группы вынуждены соотносить свои представления с секулярной идеологией, ряд практик самотрансформации представляют собой результат смешения постулатов различных мировоззрений. Данная статья рассматривает, на материалах включенного наблюдения, техники самотрансформации в современном женском православном монастыре. Восточно-христианская традиция включает в представления о духовном росте такие противоречащие друг другу образы,
как глубокое осознание собственной греховности и, одновременно, восхождение по лестнице добродетелей. Секулярное понимание времени, свойственное нынешним обитателям монастырей, крайне заостряет указанное противоречие и ставит под вопрос возможность духовного роста. Концентрируясь на диахроническим измерении техник самотрансформации, эта статья полемизирует с существующим пониманием секулярной и религиозной агентности.