культурные войны

«Богословие ковида», или «Знаменательная буря» коронавирусной пандемии

В статье рассматриваются богословские аспекты восприятия коронавирусной пандемии в глобальном православии и Русской Православной Церкви. В частности, затрагиваются вопросы, связанные с практикой совершения евхаристии и причащения в условиях гигиенических ограничений, рассматриваются христологические аргументы в пользу той или иной практики. Также предлагается интерпретация феноменологии и этиологии так называемого ковид-диссидентства.

Биоэтика и культурные войны

Термин «культурные войны» используется для описания глубоких, казалось бы, неразрешимых разногласий между группами на протяжении многих лет. В современном дискурсе данное понятие отсылает к полемике в отношении важных моральных вопросов, которые обсуждаются в публичном пространстве и в отношении которых, как представляется, нет никакого способа достичь консенсуса или компромисса. Одно из противостояний касается столкновения между теми, кто придерживается традиционных христианских убеждений, и неверующими.

От биоэтики светской к биоэтике христианской: о значении наследия Х. Тристрама Энгельгардта в России

Обсуждение перспектив концептов «биоэтики» и «христианской биоэтики» американского профессора Х.Т. Энгельгардта в России требует системного междисциплинарного анализа. Это связано с реалиями медицинской практики, культурно-исторической спецификой социальных вызовов и историей понятий и ценностей. Для российского общества в целом характерна определенная сложность постановки этических проблем в публичном пространстве.

Polonia semper fidelis? Национальная мифология, религия и политика в Польше

Статья посвящена рассмотрению сложившейся в Польше национальной мифологии. В частности, мифа о Polonia semper fidelis, то есть представления о сущностно и вечно католическом характере Польши, постоянно страдающей за свою христианскую веру и принимающей мученичество за грехи мира. Автор прослеживает историю формирования этого мифа с XVII в. и до наших дней. Далее в статье рассматривается та трансформация, которую данный миф претерпевает в посткоммунистический период, в частности, в контексте споров о месте католичества и церкви в политике и публичном пространстве.