Религия и экономика: несколько сюжетов

Русский

«Выражаем полную готовность помогать Советской власти...» Недолгий опыт интеграции духовных христиан в советскую экономику 1920-х гг.

В статье исследуется история краткого опыта взаимодействия Советской власти и хозяйственных объединений «духовных христиан» после революции и на протяжении 1920-х гг. В эти годы большевики рассматривали их как союзников и сторонников Советской власти, полагая, что они могут стать проводниками советских идей в крестьянской среде. Духовные христиане создавали общины с особым хозяйственным и жизненным укладом. Большевиков привлекала коллективная форма организации труда, жизни и быта общин духовных христиан, в которых они усматривали коммунистические черты.

Джадидистская экономика: татарские религиозные реформаторы начала XX в. о ростовщичестве и банках

В статье рассматриваются три основных подхода татарских религиозных реформаторов начала ХХ в. к проблеме коранического запрета ростовщичества.

Экономика турецких джамаатов: реванш неосуфийских общин на рубеже XXI в.

Современные мусульманские общины в Турции — джамааты, объединенные определенной философией, идеологией и лидером (необязательно живым), играли и до сих играют существенную роль в общественно-политической жизни страны. Они влияют на взгляды значимой части населения, создают эффективные институты гражданского общества, вмешиваются в политику, участвуют в экономических отношениях. В статье исследуется экономическая составляющая жизнедеятельности джамаатов в 1950— 2000-е гг.

Валовой национальный продукт и боги. Как экономическая культура влияет на формы капитализма

В статье автор обосновывает понятие экономической культуры, суть которого в том, что разные культурные установки и обычаи оказывают самое непосредственное влияние на экономическое поведение. Порой это влияние может оказаться залогом более успешного экономического развития данной страны или даже целого региона, а порой — наоборот. Автор приводит многочисленные примеры такого влияния: он говорит о Японии, китайских диаспорах, евангелическом протестантизме на «глобальном юге», фундаменталистском исламе.