Раздел 3. Религиозные меньшинства империи

Революция и гражданская война в восприятии и деяниях мусульманского духовенства Дагестана (1917–1921 гг.)

В статье делается анализ отражения Революции и Гражданской войны 1917–1921 гг. в восприятии и деяниях мусульманского духовенства Дагестанской области. Показывается их активное вовлечение в общественно-политическую жизнь края, участие в различных институтах власти, создание ими союзов-коалиций, а также внутренние расколы в их среде. Здесь же дается небольшой анализ социально-политических взглядов и стратегий наиболее влиятельных духовных вождей мусульман — Н. Гоцинского и А.-Х. Акушинского, как яркие примеры отражения революционной эпохи.

Трансформация исламских институтов в революционной России: Оренбургское магометанское духовное собрание и мусульманское духовенство Волго- Уральского региона в 1917-м — начале 1918 г.

Статья посвящена институциональным изменениям, происходившим в сфере религиозного управления мусульманским населением Европейской части России, Волго-Уральского региона и отчасти Сибири на протяжении 1917-го — начала 1918 г., в частности, деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания. Ключевую роль в обсуждении данных проблем в это время играли всероссийские и региональные мусульманские съезды, а также татароязычная пресса.

Концепция «нового мусульманина» между двумя революциями (по материалам журнала «Шура», 1908–1917)

Периодическая печать татар-мусульман Волго-Уральского региона Российской империи, которая издавалась между двумя революциями 1905 и 1917 годов, представляла собой социальный механизм, позволивший географически рассредоточенным общностям мусульман России организовать площадку для публичных обсуждений различных острых вопросов, которой стал журнал «Шура».

Евангельские христиане и баптисты России в революционном процессе 1917–1922 гг.: трансформация идентичности (по материалам конфессиональной прессы)

Статья посвящена процессу политического самоопределения российских евангельских деноминаций — евангельских христиан и баптистов — в годы Революции и Гражданской войны в России (1917–1922 гг.), по материалам конфессиональной прессы. Автор рассматривает изменения отношения к власти наиболее влиятельных лидеров. Выявляются две трансформации политической идентичности руководства деноминаций: первая охватывает период от Февральской революции до осени 1917 г., вторая происходит с осени 1917 г. по осень 1922 г. Весной 1917 г.

Новый Израиль и Красный Октябрь: движение русского религиозного разномыслия на переломе эпох

Статья посвящена анализу обстоятельств, сопутствовавших репатриации группы русских духовных христиан, членов движения Новый Израиль, из Уругвая в Советскую Россию в середине 1920-Х гг. Новоизраильтяне были, по-видимому, самой многочисленной из заграничных «сектантских» групп, откликнувшихся на приглашение Советской власти вернуться в страну и принять участие в создании коллективных сельских хозяйств.

Сангха в эпоху упадка. Реакции российских буддистов на Русскую революцию и Гражданскую войну

Бурятские буддисты, которые составляли большую часть буддийского населения бывшей Российской империи, не остались в стороне от революционных событий. Светский сегмент бурятского общества рассматривал падение монархии как возможность избавиться от колониального наследия, в том числе и от дискриминации их религии. Однако уже в 1918 году расхождение во взглядах светской и клерикальной частей бурятского общества становится очевидным.