В центре внимания автора статьи находится научное наследие А. Е. Светилина, профессора Санкт-Петербургской духовной академии в 1867–1884 гг.; в частности — его неизданные лекции по психологии, общее увлечение которой в те годы в академической среде свидетельствуется в том числе «психологическими» диссертациями студентов Светилина: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» будущего митрополита Антония (Храповицкого) и «Истина бытия Божия» будущего епископа Михаила (Грибановского). Сопоставив светилинские идеи с философско-психологической концепцией его предшественника на кафедре профессора В. Н. Карпова, а также с концепциями упомянутых учеников самого Светилина, автор приходит к выводу, что, ограничившись в своих лекциях «феноменологией души», то есть опытной психологией, Светилин тем не менее дал важный стимул к развитию новых перспективных богословских парадигм. Характерно, что его ученики в своих магистерских диссертациях, при всем различии, исходят из одного и того же базового тезиса: философия, дополненная опытным знанием о человеке, с неизбежностью должна прийти к не противоречащим богословию выводам. Кроме того, одним из побочных следствий развертывания этого тезиса стало зарождение богословского персонализма, главная идея которого — о независимости личного и природного начал — впервые, по мнению автора, формулируется в «Лекциях по введению в круг богословских наук» епископа Михаила (Грибановского), в которых последний исходит из того же базового тезиса.