Всероссийский церковный собор 1917–1918 гг. рассматривается в статье как особое явление в соборной практике Православной церкви. Автор анализирует состав и механизм работы собора в историческом контексте, обращая особое внимание на роль мирян и епископов. В частности, автор считает, что значительное представительство мирян позволило снять на соборе сословные противоречия между белым и черным духовенством. Кроме того, такая система представительства являлась зримой реализацией идеи соборности, восстановить которую собор 1917–1918 гг. считал необходимым. Вместе с тем в его устройстве был соблюден баланс между принципом соборности и иерархичности (апостоличности) церкви. Последний был реализован в особой роли епископского совещания, которое выступало в роли догматического и канонического «фильтра» принятых на соборе решений. Собор 1917–1918 гг. планировал, что после его завершения в Русской церкви будет функционировать система взаимосвязанных соборных органов. Будущие всероссийские поместные соборы должны были отличаться по своему составу и по своим функциям. Один раз в три года для решения текущих дел и выборов органов Высшего церковного управления должны были собираться смешанные по составу соборы (из епископов, духовенства и мирян). Соборы для избрания Патриарха Московского и всея России также были соборами смешанного состава с расширенным представительством Московской епархии как управляемой непосредственно патриархом. Предполагалась и возможность созыва поместного собора, состоящего из одних епископов, за которым была закреплена судебная функция в отношении патриарха.