В данной статье рассматривается проблема отношений государства и церкви с точки зрения теории религиозной экономики. В работе представлен обзор исследований, использующих экономический подход к изучению религии, в которых затрагиваются проблемы влияния государства на религиозную сферу. Рассматриваются работы А. Смита, Л. Яннакконе, Р. Старка, Р. Финке, С. Брюса, Р. Филлипса, Д. В. Олсона, М. Чавеса, Ф. С. Горски, Ф. Дж. Лечнера, Д. Канна, К. Д. Миллера, К. Хилтона, Ю. Родионовой и Ф. Денга. На основе этого теоретического материала анализируются причины и механизмы государственного регулирования религии. Расширяя возможности применения экономического подхода и используя для анализа религии экономические модели, автор приходит к следующим выводам. Во-первых, экономические причины вмешательства государства в функционирование религиозного рынка связаны с положительным социальным эффектом деятельности религиозных организаций. Религия способствует социально ориентированному поведению, религиозные организации занимаются благотворительной деятельностью, то есть эффект от работы церкви ощущает на себе не только верующий как потребитель религиозного продукта, но и общество в целом. Во-вторых, государство в такой ситуации стремится поощрять религиозные организации, однако при этом на первый план выходит вопрос о лояльности. Государство структурирует религиозный рынок, субсидируя только лояльные религиозные объединения, что позволяет контролировать расходование государственных средств. Поэтому лояльными чаще всего становятся религиозные организации традиционных конфессий, имеющие наибольший опыт взаимодействия с властью.