В статье предлагается анализ, направленный на контекстуализацию археологических, иконографических и эпиграфических данных, полученных главным образом в 1990-е гг. в ходе исследований, проводившихся в «Монастыре сирийцев» в Вади-н-Натрун, между Каиром и Александрией. Особое внимание уделяется историческим связям между египетским (коптским) и сирийским христианскими сообществами, как в указанном монастыре, так и в Каире и в Египте в целом. В основном рассматриваются свидетельства текстов, почерпнутых из эпиграфического материала, который может быть обозначен как «синодальные надписи», поскольку они явно относятся к прочно установившейся традиции обмена «синодальными посланиями» между патриархами этих двух нехалкидонских Церквей-сестер. Четыре таких надписи, датированные VIII, IX, X и XI вв., разбираются в сопоставлении с внешними свидетельствами, в частности, данными коптско-арабской историографии. В заключительной части исследования этот феномен рассматривается в более широком контексте контактов и обменов между двумя названными сообществами, а также миграций сирийских и других восточных христиан в Египет.