Современное богословие

Понятие «вечность» в современной аналитической теологии: вызов темпорализма

В статье анализируются предпосылки возникновения, ключевые идеи и факторы успешности темпорализма — доминирующей позиции, описывающей отношение Бога ко времени в современной аналитической философии. В отличие от традиционного этернализма, трактующего бытие Бога в терминах трансцендентности времени, то есть вневременности и отсутствия длительности, темпорализм предполагает существование Бога в прошлом, настоящем и будущем, то есть его принципиальную темпоральность.

«В случае с богословием у нас три участника: государство, церкви и богословие как наука...»

Начиная свой рассказ с состояния католического богословского образования в ГДР, профессор Габель далее описывает современный статус богословия в германских университетах, акцентируя внимание на том, что государство лишь финансирует университет, который функционирует благодаря прежде всего самому научному сообществу. Подробно рассматривается механизм согласования требований к богословскому образованию со стороны Католической церкви и государственных инстанций, признающих богословие одной из наук, что подтверждено решением германского Совета по науке 2010 г.

«Общая задача государства и церквей — совместными усилиями обеспечить доступ к религиозному образованию...»

Беседа с Йоргом Диркеном, профессором систематического богословия и этики на евангелическом богословском факультете университета им. Мартина Лютера в Галле, посвящена существованию богословских факультетов в университетах на основе германской Конституции. Рассматриваются — с протестантской точки зрения — вопросы о богословии как науке, о взаимодействии церковных и университетских инстанций, о статусе профессора богословия и его связи со статусом пастора.

«Если немецкое богословие на что-то годно, то именно благодаря академической свободе...»

В беседе профессор Бремер (член Международного научного совета нашего журнала) рассказывает о своем личном пути к университетскому богословию, о системе католических богословских факультетов и церковных высших учебных заведений в Германии, о структуре богословского факультета и соответствующем наборе дисциплин, о соотношении и  взаимодействии университетских и церковных инстанций.

«Мы должны заново позиционировать религию в просвещенном обществе...»

Интервью Иоганны Ранер (из семьи известного католического богослова Карла Ранера), которая с 2014 г. занимает кафедру догматики и экуменического богословия в Тюбингенском университете, посвящено основным вопросам присутствия богословия в государственном университете: в чем научность богословия и как оно соотносится с учительством церковной иерархии? чем богословие отличается от религиоведения? кто учится на богословских факультетах? каково соотношение научного богословия и естественных наук? в чем смысл межхристианского и межрелигиозного диалога?

Теология в современном российском академическом пространстве

В статье описывается история становления теологии как образовательной и научной дисциплины в российском высшем образовании и науке начиная с 1992 года. Отмечается, что теология как образовательная дисциплина возникла не как проект религиозных организаций, а как инициатива Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, а также научного и образовательного сообщества в ситуации институционального коллапса структур «научного атеизма» в 1991 году.

Круглый стол в редакции журнала на тему «В чем научность теологии?»

Журнал публикует стенограмму организованного редакцией круглого стола, который был посвящен вопросу научного статуса теологии и места теологии в ряду других академических (гуманитарных) дисциплин.

«Теология — это наука о церкви как некоторой фактической данности…»

Константин Антонов, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ, отвечает на вопросы редакции, посвященные статусу теологии в качестве научной дисциплины. В частности, речь идет о том, что составляет предмет теологии, как соотносятся теология и научное изучение религии, где границы свободы в теологическом исследовании, что такое конфессиональность и как конфессиональная дисциплина может присутствовать во внеконфессиональных высших учебных заведениях.

«В отличие от теологии аксиомы в науке носят локальный, “технический” характер…»

Екатерина Элбакян, один из ведущих российских религиоведов, отвечает на вопросы редакции, посвященные теологии и ее перспективам в качестве академической дисциплины в высших учебных заведениях. В частности, поднимаются вопросы о том, что составляет предмет теологии, как соотносятся теология и научное изучение религии, где границы свободы в теологическом исследовании, что такое конфессиональность и как конфессиональная дисциплина может присутствовать во внеконфессиональных высших учебных заведениях.

Евхаристия, соборы и первенство

В статье автор ставит своей целью критически исследовать соотношение соборов и епископского первенства в свете евхаристической экклезиологии.

Страницы