В данной статье автор выявляет особенности воззрений архиепископа Никанора (Бровковича) (1826–1890) на общественный и технический прогресс. Исследование опирается на поучения архиеп. Никанора, написанные по поводу наступления нового 1860 года и освящения железнодорожного вокзала в Одессе в 1884 году, на отдельные положения трактата «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (1875–1888), на черновик одесского поучения, обнаруженного в личном архиве архиепископа, и на другие поучении и архивные материалы. В статье показано, как архиеп. Никанор, будучи представителем русской духовно-академической школы, пытался осмыслить проблему прогресса, выявляя в нем как положительные, так и негативные аспекты. Такое выявление опирается на гносеологическое различение разума и рассудка, идеи и понятия. Автор статьи обнаруживает, что архиеп. Никанор видит истоки абсолютизации прогресса в рассудочных философских построениях, таких как материализм и пантеистический идеализм. Рассматриваются особенности формулировок, используемых архиеп. Никанором для критики прогресса. В итоге делается заключение о необходимости пристального внимания исследователей истории русской мысли к поучениям архиепископа Никанора.