В статье подробно рассматривается дело о присутствии распятий в государственных школах («Лаутси и другие против Италии») в Европейском суде по правам человека, окончательное решение по которому было принято 16 февраля 2011 г., а также его предыстория. Автор сосредоточил свое внимание на логике участвовавших в данном судебном разбирательстве сторон, анализируя ее в более широком культурном и идеологическом контексте. На основе текстов постановлений ЕСПЧ по «делу Лаутси» он выявляет три позиции и соответствующие им группы акторов: жестких идейных секуляристов, представляющих проективную идеологию; мягких секуляристов, ориентированных культурологически и представляющих реактивную идеологию; и сторонников собственно религиозной идеологии, которые в нынешней постсекулярной ситуации, характеризующейся новой идеологической борьбой, блокируются с последними. Постсекулярный подход к рассматриваемому делу, имевшему большой общественный резонанс, позволяет, с точки зрения автора, говорить о кризисе традиционного европейского секуляризма, а также правосознания в области религиозно-общественных отношений.