Хотя европейские средневековые мыслители, в общем, мало интересовались нехристианскими религиозными традициями, некоторое подобие сравнительного исследования религий можно обнаружить уже в XIII в. Целью такого исследования, как правило, являлось доказательство превосходства христианства над другими религиями, а средством нередко становилось обращение к инструментарию «естественного человеческого разума». Творчество Роджера Бэкона (1214/22 — ок. 1292) является наиболее ярким примером такого подхода. Бэкон отказывается от апелляции к св. Писанию и сравнивает религии друг с другом на основании их соответствия требованиям «моральной философии» (оригинальная бэконовская версия естественной теологии). В статье реконструируются три классификации религий, представленных Бэконом; указывается место этих классификаций в рамках «моральной философии», а также их связь с естественно-научными представлениями Бэкона.