По мнению многих авторов, существует принципиальная близость между православием и национализмом, особенно в Юго-Восточной Европе. Данная статья стремится представить более нюансированную картину, выявляя разные исторические пути развития религиозного национализма в Болгарии, Румынии и Сербии. Из всех трех стран у Болгарии самая слабая традиция православной сакрализации нации в силу того, что исторически православие скорее служило рамкой транснациональной принадлежности к «православному миру» или же было инструментом греческого доминирования. Кроме того, для православия в Болгарии характерна институциональная слабость. В Румынии, где еще в османский период дунайские княжества были относительно слабо интегрированы в исламскую империю, влияние церкви было традиционно сильнее, чем в двух других странах. Это влияние на общество побудило секулярные элиты включить элементы православия в программу национального развития. Сербский случай наиболее противоречивый: с одной стороны, как и в Болгарии, церковная культура оказывает традиционно скромное влияние на повседневную жизнь; с другой — сербское православие крайне насыщено национальными мотивами, что является следствием многовекового положения Сербии на геополитическом рубеже и вытекающих из этого постоянных конфликтов с неправославными силами.