гностицизм

Гностический троп в современной медиакультуре

В статье предлагается понимание гностического тропа как инструмента для анализа религиозных составляющих современной массовой культуры, а также обозначаются элементы этого тропа и причины его популярности. В качестве методологической рамки выступает теория оккультуры К. Партриджа, особый акцент делается на предложенном им образе оккультурного бриколера — создателя современной культуры, работающего с элементами западного эзотеризма как с подручным материалом.

Концепция транскультурации как теоретическая рамка дискурса «наука и религия»

Переосмысление мотива смерти в произведениях жанра киберпанк: религиозные тропы

Тема статьи — религиозная составляющая понимания смерти в рамках научно-фантастического жанра .киберпанк.. Авторы этого направления, появившегося в 1980‑е годы в США, стремились переосмыслить устоявшиеся к тому времени каноны жанра фантастики, отражавшие, в свою очередь, определенный культурный код. В предшествующие периоды массовое искусство в целом сохраняло христианскую традицию восприятия смерти как шанса на воскресение и вечную жизнь.

Рецепция гностических идей в русской литературе начала XX века