В статье вводится различение в парадигме множественных современностей между сравнительно-цивилизационным и постсекулярным подходами. Доказывается, что первый, сравнительно-цивилизационный, подход помогает понять модернизационные процессы в больших культурно-цивилизационных образованиях, тогда как второй, постсекулярный, сосредотачивается на акторах и культурных сферах внутри цивилизационных образований или на межцивилизационных пересечениях. Эти два подхода взаимодополнительны. Указанное различение дает возможность с большей точностью использовать парадигму множественных современностей для объяснения места религии в современных обществах. Пример русского православия используется для прояснения различия между двумя указанными точками зрения: если со сравнительно-цивилизационной точки зрения русское православие может представляться как «другой» по отношению к Европе, то с постсекулярной точки зрения православная религия является частью плюралистического религиозного ландшафта Европы и участвует в продолжающемся процессе определения смысла европейской политической и культурной интеграции.