религиозные практики

Религиозная традиция в современном обществе: опыт теоретического анализа

В статье на примере российского православия рассматриваются теоретические проблемы анализа сохранения и воспроизводства религиозной традиции в современном обществе. Автор использует понятийный аппарат феноменологической философии Альфреда Шюца для анализа трансляции «высоких» форм традиции, а для описания механизма передачи традиции в ее «народных» проявления используется концепция габитуса Пьера Бурдье.

Рынок исламских товаров и услуг в Дагестане: практики потребления и общественные дискуссии

«Новые» меннониты Урала и Сибири: генезис и трансформация этноконфессиональных сообществ в 1940 – 1960‑е годы

В статье рассматривается генезис и трансформация советских этноконфессиональных сообществ в 1940 – 1960‑е гг. на примере «новых» меннонитских общин Урала и Сибири. На их развитие существенное влияние оказали экстремальные условия перехода от традиционного сельского уклада к городскому и индустриальному образу жизни. Начали складываться иные механизмы солидарности, опиравшиеся на межобщинные и межконфессиональные связи.

Секция по изучению религий народов СССР при Музее истории религии Академии наук СССР (1934 г.)

Что мы можем знать о религиозности советского периода? (Сопоставление архивных и устных источников из послевоенного Поволжья)

Статья основана на архивных материалах и этнографических полевых исследованиях в среднем Поволжье и посвящена соотношению архивных свидетельств и устных нарративов, содержащих сведения о религиозных практиках в СССР. В статье выделяются три типа такого соотношения между двумя видами источников: дополнительность, слияние и противоречие. Лучшим решением может быть рефлективный методологический плюрализм, не устанавливающий заведомый приоритет в пользу одного источника перед другим, а сопоставляющий их таким образом, чтобы они генерировали новые вопросы.

Религиозные практики, повседневная религиозность и западная массовая культура в закрытом городе Днепропетровске в послесталинское время (1960-1984 гг.)

Данная статья — часть моего исследовательского проекта о взаимовлиянии потребления западной культуры, идеологии «развитого социализма» и процессов личностной индентификации в одном отдельно взятом городе. Этот индустриальный город, Днепропетровск, был в 1959 г. закрыт для иностранцев, поскольку в нем находился крупнейший советский завод по производству ракет и ракетных двигателей. В результате Днепропетровск превратился в уникальную советскую  социокультурную лабораторию, в которой различные модели позднего социализма сосуществовали с новыми западными влияниями.

«Город без церквей»: религиозность в Магнитогорске в 1930-е гг.

В статье рассматриваются вопросы религиозной жизни в новом индустриальном центре — городе Магнитогорске. Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на антирелигиозную политику со стороны властей и декларированную цель — построить «город без церквей», население продолжало совершать многие религиозные действия. Религиозность населения и города определялись по чисто внешним признакам: наличию церквей и часовен, совершению религиозных обрядов, внешней атрибутике.

«Карта религий» для неудавшейся Всесоюзной переписи 1937 г.: забытая страница советского религиоведения

Автор анализирует подготовку к Всесоюзной переписи 1937 г. В этой переписи впервые в советской истории был поставлен вопрос о религиозной принадлежности респондентов. В связи с этим был подготовлен справочник о религиях в СССР. В нем подробно описывались различные религиозные группы. Фактически учеными была составлена карта религий Советского Союза. Эта «карта» позволяет представить разнообразие религиозных практик в СССР в середине 20 - х годов XX в., когда в основном собирались материалы для справочника.

Практика причащения православных прихожан советской эпохи

В статье с позиций исторической антропологии рассматривается эволюция практики причащения православных верующих советской эпохи. Автор показывает, что в течение советского периода частота причащения православного прихожанина по сравнению с синодальным периодом выросла примерно в 5–10 раз: от причащения один раз в год и реже — до почти ежемесячного причащения.

Религия в постсекулярном обществе

Автор рассматривает, как в новых условиях «постсекулярного общества» меняется содержание и функции религии. Он критикует социальных философов (Хабермаса, Тейлора, Рорти и других), пишущих о религии и секуляризме в оторванности от социологической реальности; эта последняя требует смещения фокуса на новые формы религиозности, не вмещающиеся в старые привычные институты, и на способы практической «встроенности» религии в общество, а не только на «верования», к чему часто сводят религию философы.