католицизм

Holy Selfie в католицизме и православии: сравнительный анализ нового визуального канона

На основе анализа визуального контента, доступного в социальной сети Instagram, в статье рассматривается феномен holy selfie как способ выражения религиозной идентичности последователей православия и католицизма. Селфи как способ самопрезентации в сети позволяют верующим фиксировать свою причастность к сакральным местам, персонам, событиям и предметам. Несмотря на неодобрение со стороны православных и католических священников, увлечение селфи становится одним из способов консолидации религиозных сообществ вокруг религиозного опыта.

Семиотическая бдительность и культивация искренности в католической практике распознавания призвания

В современном католицизме размышление верующих о своем призвании связано с усвоением интерпретативных навыков, дающих возможность с той или иной степенью уверенности определить волю Бога на свой счет. Процесс распознавания призвания предполагает герменевтическую работу католика как с внутренними состояниями, — сознанием, эмоциями, — так и разного рода внешними свидетельствами, указывающими, что данный жизненный проект есть именно то, к чему призывает Бог. Однако наблюдение знаков Божьего присутствия для католиков еще не означает, что они будут верным образом прочитаны.

Классификации типов межрелигиозного диалога: анализ существующих подходов

Религиозный фактор играет существенную роль в жизни современных обществ по всему миру. В условиях современной глобальной цивилизации, характеризующейся высокой степенью взаимозависимости и взаимосвязи, особую актуальность приобретает задача осмысления комплекса проблем, связанных с выстраиванием конструктивных отношений между последователями разных религий, что обычно обозначается термином «межрелигиозный диалог».

«Призвание во плоти»: гендер и телесность в религиозной антропологии современного католицизма

В ранней и средневековой христианской традиции гендеризированная телесность понималась как препятствие на пути культивации добродетелей и как потенциальная среда для греха. Современная католическая антропология предлагает иной взгляд на тело субъекта и связанные с ним чувства и желания. Данная статья посвящена проекту пастырской поддержки призваний, реализуемому в российских католических приходах, и его риторике, делающей на гендеризированной телесности особый акцент.

Трансформация гендерного дискурса в современном католицизме

В данной статье проводится анализ трансформации гендерного дискурса в современном католицизме после II Ватиканского собора. Основываясь на примерах французского и американского кейсов, автор показывает, как на нынешнем этапе развития католического учения актуализируются многочисленные дискуссии в среде католических интеллектуалов и на уровне рядовых католиков о гендерном равенстве, роли женщин в церковном предании, отношении к сексуальным меньшинствам и иным аут-группам, исторически подвергаемым дискриминации в рамках традиционно-консервативного подхода.

Пинки, раздевание и переодевание святой в черное: видение публичного пространства в недавней бразильской «священной войне»

В статье речь идет о конкретном случае осквернения святыни, который имел место в 1995 г., когда протестантский проповедник, протестуя против окатоличивания публичного пространства Бразилии, в прямом эфире оскорбил один из самых почитаемых в стране образов Девы Марии. На материале этого примера автор рассматривает почитание святых как символическую точку, в которой сходятся воедино представления о нации, истории, идеологии, публичном пространстве.

От «народной религиозности» к «проживаемой религии»: дискуссия в польской антропологии религии

Статья посвящена теоретической дискуссии вокруг ключевых терминов современной польской антропологии религии — «народная религия» («народная религиозность») и «проживаемая религия». Автор характеризует тенденцию последних десятилетий как переход от первого термина ко второму. Показано, что смена подходов и терминов связана с трансформацией самого польского общества, в частности, того, что считалось «традиционной крестьянской культурой», с которой ассоциировалась «народная религиозность».

Управление чувственными формами: оптимизация, максимизация и эффективность. Торжество в Кальварии Пацлавской

В статье описывается паломничество в Кальварию Пацлавскую, римско-католическую святыню на юго-востоке Польши, на праздник Успения Пресвятой Девы Марии. Основной акцент делается на чувственный аспект отношения верующих с Божественным и на сенсуальные формы, являющиеся посредниками в этом отношении. Автор анализирует процесс управления паломничеством, организуемым кальварийскими руководителями, т.е. светскими людьми, которые формируют паломнические группы, ведут их в Кальварию и составляют план участия в торжествах.

Образ польской матери и Богородица: новое использование символики материнства

Статья затрагивает проблему агентности женщин в религиозном контексте. Автор рассматривает разные определения агентности и доказывает, что можно ее понимать иначе, нежели в феминистском либеральном дискурсе. В тексте анализируются также взаимосвязи между религией и эмансипацией женщин в Польше и доказывается, что религия не обязательно означает ограничение. Для обоснования этого тезиса используются примеры этнографических исследований глубоко верующих католичек (визионерок), а также участниц нового религиозного движения «Брахма Кумарис».

Дело вкуса. Об одном разделении внутри римско-католической общины в Польше

В статье анализируется раскол Католической церкви и верующих в Польше на приверженцев «открытого» и «закрытого» католицизма. Опираясь на результаты изучения активистов «Радио Мария» и доминиканского ордена и беря в качестве теоретической базы взгляды Пьера Бурдье, автор показывает, что истоки этого различия носят социальный («классовый») характер. «Открытые» католики имеют лучшее образование; «закрытые» — это люди с начальным образованием и, как правило, пожилые. Данные характеристики, однако, не отражаются на их способности адаптироваться к экономическим реалиям.

Страницы